Вы здесь

Амосов Сергей Анатольевич

Годы жизни: 1960г. - 1983г.

«Нет больше той любви, как положить душу свою за други своя …».

(Жизнь и подвиг лейтенанта С. Н. Амосова)

                                                                                            

                                                                                           Светлой памяти

                                                                                               героя афганской войны

                                                                                                 С.А. Амосова и его боевых товарищей

                                                                                                 посвящается.

 

Подвиг героя России, выпускника Новосибирского высшего военно-политического училища, лейтенанта Амосова Сергея Анатольевича, погибшего в Афганистане в мае 1983 г., долгих 11 лет был неизвестен своим землякам и близким ему людям. Его имя могло легко затеряться среди многих тысяч убитых и пропавших без вести советских военнослужащих, выполнявших свой воинский долг на афганской земле, вдали от родных мест. Лишь благодаря большим усилиям, упорству  и настойчивости его отца, подполковника запаса  Амосова  Анатолия Тимофеевича, обращением  его в Военную прокуратуру СССР, министрам обороны Язову, Шапошникову, и проведённым лично расследованием, удалось установить намеренно скрытые  обстоятельства гибели сына и его подчинённых, воссоздать картину их подлинного героизма, жертвенной самоотверженности и позорного отступничества, сравнимого с предательством, командования  подразделения, в котором нёс службу его сын. 

 

 

Огромная, подвижническая работа,  проведённая А.Т. Амосовым по восстановлению доброго имени  своего сына и его погибших  товарищей, побудила нас обратиться к его собственной биографии и воспоминаниям о сыне. Это позволило установить не только прочную преемственность  трёх поколений династии Амосовых, проследить их непростой воинский путь, но и понять глубинные истоки подвига 22-х летнего офицера и его боевых товарищей, отдавших свою жизнь на земле Афганистана во имя спасения других, ныне живущих людей.    

 

 

Жизнь и судьба близких родственников Сергея Амосова по мужской линии была во многом схожей и типичной для большинства представителей довоенного поколения. Дед Сергея, Амосов Тимофей Семёнович пропал без вести на Западном фронте летом 1943 г., когда перелом в войне стал уже очевидным фактором. Его жена Мария Сидоровна умерла в этом же году от перенесённой потери и тяжёлой болезни, вызванной военным лихолетьем. Их  пятилетний сын Анатолий оказался в одном из детских домов, количество которых резко возросло в годы  войны.

 

 

Неизвестно как бы сложилась его дальнейшая жизнь,  поскольку «путёвка в жизнь» из детдома была одна – школа ФЗО с последующим трудоустройством на промышленных предприятиях послевоенных пятилеток. Но в жизни Анатолия Амосова судьбу нередко определял случай или то, что чаще всего называют везением. В 1950 г. в детдоме был объявлен набор в школу юнг в бригаду торпедных катеров Балтийского флота. Не раздумывая, 13-летний подросток подал рапорт с просьбой о зачислении его во флотскую школу и, тем самым, частично осуществил свою детскую, во многом овеянную  победной романтикой,  мечту – стать военным моряком.

 

 

Учёба в школе юнг, в пережившем страшную блокаду послевоенном Ленинграде стала важной вехой в формировании его личностных качеств. По словам Анатолия Тимофеевича, она не только расширила его кругозор, отучила от вредных привычек, свойственных  многим воспитанникам детских домов, но и определила его дальнейший  жизненный выбор и судьбу в целом. Воспитателями школы были в основном кадровые моряки, бывшие фронтовики, награждённые многими орденами и медалями. Опалённые войной, многие из них потеряли своих близких людей, они  проявляли искреннюю заботу и теплоту о физическом и моральном здоровье воспитанников, учили их  не только основам морского дела и неписаным правилам флотского братства, но и многим жизненным ценностям, позволявшим, подросткам обрести свой характер, нравственный стержень,  найти достойное применение в жизни.

 

 

 В школе юнг он успешно завершил полный курс вечерней общеобразовательной школы и твёрдо решил связать свою жизнь с воинской службой. После завершения учёбы семнадцатилетний юноша  поступил в недавно образованное Пушкинское военное инженерно- техническое училище, готовившее  первоначально кадры для флота,  затем и для всех родов войск.

 

 

Город Пушкин или бывшее Царскосельское село, в котором прошли лицейские годы великого поэта, был сильно разрушен во время блокады Ленинграда. Первый набор курсантов вынужден жить некоторое время в палатках и своими силами восстанавливать полуразрушенные здания, отведённые для училища. Примечательно, что в условиях нехватки помещений, в первые, трудные годы функционирования училища кабинет его начальника, генерал-майора И.Н. Орлова размещался в одной из кают легендарного крейсера «Авроры».

 

 

В 1957 г. как один из лучших курсантов выпуска лейтенант А. Амосов был направлен командиром технического взвода на строго засекреченный космодром Байконур, ставшим уже к этому времени гордостью страны Советов, символом научно-технического прогресса и подлинным триумфом советского строя. Здесь, в центре почти безлюдной казахской полупустыни, в условиях глубокой секретности шло испытание первых в мире межконтинентальных ракет, производились запуски первых искусственных спутников земли и  первых космических кораблей.

 

 

Важным событием в  жизни молодого лейтенанта на Байконуре стало создание семьи. Его жена Миля Степановна, выпускница Самарского торгового техникума, не раздумывая последовала за ним к месту назначения и стала самым верным и надёжным спутником всей его последующей армейской жизни. Вскоре в селе Красная горка Оренбургской области, где жили родители жены, у них родился первенец Сергей, которому также было уготовано судьбой – стать военным и героем посмертно.

 

 

Служба на Байконуре была не только почётной, но и сопряжена с большой ответственностью и риском для жизни.  24 октября 1960 г. во время взрыва межконтинентальной баллистической ракеты  на стартовой площадке погибло много людей, среди них были создатели ракетно- ядерного щита  страны – первый командующий РВСН, маршал артиллерии М.И. Неделин, видные конструкторы и другие ответственные лица.

 

 

Неизвестно, какой опасности могла подвергнуться жизнь молодого офицера, если бы он оказался вместе с другими в этот трагический день на космодроме. Однако ему вновь повезло. Незадолго до этого страшного события лейтенанта А. Амосова как способного перспективного офицера направили в г. Куйбышев, где он успешно сдал экзамены в Военно-инженерную академию. Получив по завершению учёбы очередное звание, он окончательно связал свою судьбу с ракетными войсками стратегического назначения.

 

 

Дальнейшая служба Анатолия Тимофеевича происходила в различных частях сибирского региона, названия которых он лаконично определял для всех интересующихся как «восточное направление службы Главного штаба Ракетных войск СССР». В течение почти трёх десятилетий ему довелось испытывать ракеты разного радиуса действия, участвовать во многих крупных учениях, присутствовать при закрытии  самого крупного ядерного полигона страны, размещённого недалеко от Семипалатинска. Службу в РВСН он завершил  командиром одной из ракетных воинских частей в звании подполковника. Его воинский путь отмечен многими наградами, среди которых ему особенно дороги медаль «За боевые заслуги» и орден «За службу Родине III степени», полученные им за выполнение особых правительственных заданий, приравненных к боевым действиям.

 

 

Старший сын Сергей во многом наследовал отцовские качества, главное из которых – горячая приверженность и преданность  воинской службе. С раннего детства он любил присутствовать на полевых сборах, наблюдать за слаженными действиями личного состава воинского подразделения, учился у военнослужащих преодолевать трудности, их выдержке и выносливости. Будучи ребёнком, он стойко переносил боль от полученных многочисленных травм и ушибов, чем не раз удивлял врачей и своих родителей.

 

 

Лидерские качества и организаторские способности будущего офицера Амосова-младшего проявились уже во время его учёбы в 81-й  и 46-й школах г. Новосибирска. В подростковых баталиях Сергей бесстрашно бросался в драку, чтобы защитить своих друзей от превосходящих сил «неприятелей». В тоже время зачастую он предпочитал исполнять роль «миротворца», способного мирным путём разрешать нередкие мальчишеские споры. По свидетельству его одноклассников,  при возникновении конфликтных ситуаций, грозящих перерасти в горячую фазу, миролюбивые и боязливые девчонки бросались всегда искать Сергея с возгласом: «Где же этот Амосов?», который, по их мнению, только один мог погасить все выплеснувшие у враждующих сторон эмоции и обиды.

 

 

Уважение  ровесников и учителей Сергей снискал и своими глубокими знаниями, особенно в изучении гуманитарных предметов, а также техническими и музыкальными дарованиями. В 9-м классе на занятиях технического кружка он собственноручно изготовил карт, получивший высокую оценку на престижном конкурсе детского технического творчества, проходившего в знаменитом  новосибирском Академгородке. Он также успешно окончил музыкальную школу по классу аккордеона и любил  исполнять  бардовские песни под гитару среди своих ровесников.

 

 

После успешного окончания школы Сергей, подобно своему отцу, не стоял перед каким-то особым выбором. Он изначально был сделан в пользу Новосибирского высшего военного политического училища. Но поступление его в НВВПУ едва не сорвалось по причине недостижения у Сергея 17-летнего возраста как обязательного условия при приёме экзаменов. На этом основании Амосову было отказано в приёме документов, не говоря уже о сдаче им необходимых экзаменов. В сложившейся ситуации Сергей в очередной раз проявил свой характер и упорство в достижении цели. Он обратился к начальнику училища, генерал-майору Волкову с убедительной просьбой допустить его к сдаче экзаменов наряду с другими. Генерал, немало удивлённый его настойчивостью, пошёл навстречу и, как исключение, дал на то разрешение. Сдача вступительных экзаменов, несмотря на взыскательность приёмной комиссии, прошла успешно, вчерашний школьник стал курсантом престижного военного вуза.

 

 

Летом 1981 г., после окончания с отличием училища, молодой лейтенант был назначен заместителем командира роты по политической части в 59-й мотострелковый полк, дислоцированный в г. Новосибирске. В мае следующего года его направили в распоряжение 66-й мотострелковой бригады 40-й армии, вошедшей в  состав сформированного в Ташкенте Ограниченного континента советских войск в Афганистане.

 

 

О своей службе на афганской земле Сергей писал родителям скупо, но со свойственными ему  оптимизмом, верой в правоту выполнения поставленных задач и неизбежную победу над враждебными силами афганской революции. Он не мог или не хотел сообщать близким людям о тех трудностях и просчётах политиков, с которыми столкнулись советские воины, оказавшись в малоизвестной восточной стране с  чуждым им менталитетом, раздираемой глубокими внутренними противоречиями и подогреваемыми извне военными конфликтами. Как и  многие тысячи советских военнослужащих «афганцев», он не мог, безусловно, предвидеть тяжёлых последствий ввода советских войск в эту чужую, постоянно воюющую страну, главными из которых стали гибель его боевых товарищей и утрата престижа своей страны как великой державы. Он, как и все его предшественники, близкие и далёкие предки, стойко преодолевая все тяготы и лишения, выпавшие на его долю,  честно и добросовестно выполнял свой воинский долг.

 

 

Бригада, в которой служил С. Амосов, была рассредоточена в самой большой труднодоступной провинции Кунар, граничившей с Пакистаном, в лагерях которого вооружали и готовили афганских «повстанцев» – моджахедов, прозванных советскими солдатами душманами. В течение всего советского присутствия в горных районах провинции происходили ожесточённые бои наших сил  с моджахедами, получивших официальное название Кунарских операций. Позднее выяснится, что 7-я рота, в которой он был замполитом, только в одном 1983 году принимала участие в 10-ти крупных боевых операциях и десятках разведывательных выходов, которые также нередко заканчивались ожесточёнными боями-столкновениями. За проявленную храбрость и мужество в боях  с душманами и их пособниками замполит Амосов вскоре был награждён  орденом Красного Знамени.

 

 

Его последнее сражение произошло  16 мая 1683 г. в районе ущелья Ганджгал, непосредственно граничившего с Пакистаном. При выполнении поставленной задачи на пути следования  батальон мотострелков попал в  засаду и оказался запертым в одном из горных кишлаков. Возникла реальная угроза уничтожения всего личного состава батальона, состоявшего из нескольких сотен человек. Небольшой группе из 17 бойцов под руководством  лейтенантов С.А. Амосова и  Г.А. Демченко было приказано обеспечить действия батальона с левого фланга. Иными словами, группа должна было создать возможность отхода батальона на более выгодные и безопасные для него позиции.

 

 

Чтобы решить поставленную задачу, группе пришлось вступить в неравный бой со значительно превосходящими силами противника. Учитывая  неопытность недавно прибывшего в Афганистан Демченко, руководство группой взял на себя замполит Амосов. Несмотря на большое превосходство противника, первая атака душманов была отбита с немалыми для них потерями. Вторая атака была также отбита, но и бойцы понесли значительные потери. Положение осложнилось тем, что из-за разбитой рации связь с командованием была утрачена.  

 

 

В сложившейся критической ситуации Амосов принял единственно правильное решение – оставить пристрелянную врагами позицию и спасти оставшихся в живых бойцов. Но при вынужденном отходе уцелевшие бойцы вновь попали в засаду под прицельный огонь другого врага. Как позднее показали пленные душманы и чудом уцелевший из группы тяжело раненный солдат, это был большой отряд спецназа, сформированный в Пакистане из наёмников, которые отличались особой жестокостью по отношению к пленным и раненным.

 

 

По словам очевидцев, бой с новым противником был яростным и коротким. Все бойцы проявили своё  мужество и бесстрашие.  Рядовой Гаджиев подорвал себя и  группу вражеских солдат связкой гранат. Тела лейтенанта Демченко и других солдат были обнаружены также с зажатыми в руках гранатами. Замполит Амосов, получив ранения в обе руки, сумел под огнём врага пробраться к убитому бойцу и из его пулемёта продолжал вести огонь до тех пор, пока его не сразили  вражеские пули. Взбешенные своими потерями и стойкостью советских воинов, пакистанские спецназовцы изуродовали тела погибших, забрали их оружие, и, уклонившись от сражения с  основными силами русских, вернулись к своей границе.  

 

 

Гибель отряда Амосова – Демченко неизбежно должна была повлечь тщательное военное расследование. Чтобы избежать ответственности за допущенные ошибки, повлекшие за собой смерть шестнадцати солдат и офицеров, командование части  сфабриковало и выдвинуло свою версию  произошедших событий. Согласно поданным наверх донесениям, бойцы группы были уничтожены внезапным нападением душманов во время их отдыха  на горном перевале и, соответственно, никакого приказа о прикрытии отхода батальона, попавшего в засаду,  группа не получала.  

 

 

Эта ложная информация была опровергнута благодаря лишь обращению отца Сергея в Главную военную прокуратуру. Следственной комиссии, прибывшей непосредственно в расположение части удалось частично восстановить подлинную картину боя и вынести своё заключение. Согласно ему бойцы, выполняя приказ командиров, погибли в бою с превосходящими силами противника, прикрывая отход основных сил батальона. Лейтенант Демченко был представлен комиссией к званию Героя Советского Союза. В отношении лейтенанта Амосова по ряду субъективных и объективных причин: военного бюрократизма, связанного со сменой высшего руководства, вывода войск из Афганистана, распада СССР и других факторов, справедливость восторжествовала лишь одиннадцать лет спустя. Указом Президента Российской Федерации № 673 от 7апреля 1994 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, лейтенанту Амосову Сергею Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

 

 

Огромная заслуга в восстановлении хода сражения в ущелье Ганджгал, выяснении подлинных причин гибели своего сына и его товарищей, принадлежит, несомненно, его отцу, подполковнику Амосову. В течение долгих лет он по крупицам собирал сведения о последнем бое своего сына от его сослуживцев-однополчан, запрашивал военные инстанции Министерства Обороны, сумел найти единственного выжившего свидетеля боя и получить от него необходимые достоверные сведения. Благодаря его неутомимым поискам и обращениям к военным властям он получил самое полное  и объективное представление о героизме и подвиге группы Амосова – Демченко и, тем самым, сумел восстановить должную историческую справедливость.

 

 

Память о службе и подвиге лейтенанта Амосова сохраняется в стенах его родного училища. В созданном в НВВКУ мемориале воинской славы выпускников училища, удостоенных высокого звания Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации есть бюст и лейтенанта С. Амосова. Его, как и другие скульптурные изображения, были созданы молодым талантливым скульптором, выпускником Новосибирской архитектурно-художественной академии Игорем Самариным. Большая  военно-патриотическая и организационная работа по увековечению памяти героев-выпускников училища и реконструкции мемориала «Героям Отечества – выпускникам училища» была проведена бывшим выпускником училища, полковником запаса, профессором А.И. Гурским.

 

 

Сегодня имя Героя высечено на мемориальной доске в его родной 46-й школе в пос. Пашино, в военном городке «Гвардейский» его именем названа улица. В настоящее время по инициативе А.И. Гурского, скульптора И. Самарина  при поддержке директора школы № 46 ведётся активная работа по созданию и установлению бюста С. Амосова непосредственно в помещении школы. Реализация этой задачи будет данью памяти Героя, выполнившего сполна свой воинский долг, и пожертвовавшего себя ради спасения своих боевых товарищей. 

 

Каменецкий Иван Павлович,
старший научный сотрудник Института истории СО РАН,
кандидат исторических наук, доцент

Добавить комментарий