Вы здесь

Белелюбский Николай Аполлонович

Годы жизни: 1845г. - 1922г.

Инженер-проектировщик, ученый в области строительной механики, автор проекта моста через р. Обь.

 

Возникновению и быстрому росту Новониколаевск (Новосибирск) обязан мосту через Обь, автором которого был Николай Аполлонович Белелюбский – выдающийся ученый в области строительной механики и мостостроения.

 

Н. А. Белелюбский родился 13 марта 1845 г. в Харькове в семье известного инженера путей сообщения. В 1862 г. закончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию и в том же году поступил в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1867 г. За отличные успехи его имя было занесено на мраморную доску, а сам он был оставлен в институте преподавателем по строительной механике, мостам и гидравлике.

 

В первые годы преподавательской деятельности Н. А. Белелюбский читал лекции также в Горном институте, в Институте гражданских инженеров и в Академии художеств. Его научная и практическая работа в области мостостроения и исследования строительных материалов снискали ему мировую известность, оставили глубокий след в развитии науки.

 

Лично Н. А. Белелюбским и под его руководством разработано больше 100 проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по его проектам, превышает 17 км. В их число входят мосты через Волгу, Днепр, Обь, Каму, Оку, Неву, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селенга, Ингулец, Чусовую, Березину и др. Длительное время самым большим мостом в Европе оставался мост через Волгу у Сызрани, построенный по проекту Н. А. Белелюбского в 1875–1880 гг. Это замечательное создание инженерного искусства – мост раскосной системы – имеет 13 пролетов по 107 м, общей длиной 1483 м. Мост соединил железнодорожную сеть центра России с Заволжьем и Сибирью. При проектировании моста через Волгу Николай Аполлонович разработал метод расчета отверстий больших мостов, получивший широкое распространение.

 

В проекте моста через Волгу на Октябрьской железной дороге (1888 г.) Н. А. Белелюбским впервые было применено свободное опирание поперечных балок на балансиры. Модель этого шарнирного опирания поперечных балок была удостоена медали на Эдинбургской выставке в 1896 г.

 

Н. А. Белелюбский был среди талантливых русских инженеров, участвовавших в проектировании и строительстве Транссибирской магистрали. Суровые природно- климатические условия, сложнейший рельеф местности, обилие рек, в том числе таких крупных и многоводных, как Иртыш, Обь, Енисей, Амур, потребовали строительства большого количества сооружений – тоннелей, подпорных стенок, галерей и железнодорожных мостов. Автором моста через Обь был Н. А. Белелюбский.

 

Все сооружения Н. А. Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью, высокой надежностью.

 

На р. Бузан (проток в дельте Волги) по проекту Н. А. Белелюбского был построен мост с консольным пролетным строением, позволившим достигнуть перекрытия пролетов в 150 м с криволинейным очертанием верхнего пояса. Глубина заложения кессонов здесь наибольшая из всех мостов России того времени и достигает 32 м. Н. А. Белелюбский нашел способ наращивания кессонов при строительстве опор мостов, который впоследствии был назван термином «кессонтуфелька».

 

Николай Аполлонович обладал чувством нового и всегда старался воплотить в жизнь самые прогрессивные и новые идеи. Он первым отметил высокие качества литого железа по сравнению со сварочным для мостовых конструкций и с 1883 г. внедрил его в отечественное мостостроение.

 

Он высоко оценил железобетон – новый по тому времени строительный материал и предсказал ему большое будущее ; по собственной программе руководил испытаниями железобетонных сооружений. Им были заложены основы для широкого применения типовых пролетных строений мостов.

 

В 1908 г. были введены в действие первые в России технические условия на железобетонные сооружения, разработанные при участии Н. А. Белелюбского. Он был одним из основателей и редактором журнала «Цемент, его производство и применение». В лаборатории, возглавляемой Н. А. Белелюбским, преобразованной в Государственную испытательную станцию, были исследованы и описаны механические свойства русских строительных материалов.

 

В одном из своих выступлений под названием «О применении железобетона в мостовом деле» Н. А. Белелюбский обосновал преимущества железобетона для увеличения длины пролетов и разнообразия мостовых конструкций.

 

В 1904 г. в Николаеве был построен железнодорожный маяк по проекту Н. К. Пятницкого и А. Н. Барышникова, экспертом которого был Н. А. Белелюбский. Это было уникальное сооружение высотой 40,2 м с толщиной стенок от 7,5 до 10 см. Эксперт нашел в проекте неточности и дал авторам некоторые рекомендации, которые были учтены при постройке.

 

Н. А. Белелюбский вел большую педагогическую работу по подготовке специалистов для железных дорог страны, а его труд «Курс строительной механики», изданный впервые в 1885 г., был самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров. Он говорил студентам: «Вы – будущие инженеры. Нет прекрасней доли. Вы будете проектировать и строить мосты. Это дело на века. Ищите лучших конструкций, приемов и способов строительства. Но не забудьте одного – быть хозяином своих строек. Не владельцами, а хозяевами, ибо строите для государства, для народа. Стройте рачительно, бережно, экономно, прочно. И ново. Каждое время приносит свою полезную новизну, каждый инженер должен сделать в своей практике шаг вперед. Во всяком случае, он должен хотеть это сделать, иначе он не инженер, не хозяин своего дела». Занятия по проектированию мостов, а затем лекции Николая Аполлоновича по строительной механике были красочными и живыми, они слушались с большим вниманием.

 

По инициативе Н. А. Белелюбского было создано «Общество воспомоществования недостаточным студентам». Высокие гражданские качества Н. А. Белелюбского проявились в организации и совершенствовании русского технического образования женщин. По его инициативе было учреждено «Общество изыскания средств для технического образования женщин». Он был первым председателем Совета Петроградских женских политехнических курсов.

 

Н. А. Белелюбский постоянно проявлял заботу о достоинстве русской науки, активно пропагандировал русские достижения, представляя русскую науку на многих международных форумах. Он был членом Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, принимал участие в их работе в Брюсселе, Милане, Париже, Петербурге, Лондоне, Вашингтоне, Берне.

 

О мировом признании выдающегося инженера свидетельствует избрание его почетным доктором инженерных наук Германии, почетным членом общества гражданских инженеров Франции, почетным членом Института бетона в Англии.

 

На всех международных выставках: в Эдинбурге (1890 г.), Чикаго (1893 г.), Стокгольме (1897 г.) и пяти, проходивших в Париже, – творчество Н. А. Белелюбского было представлено книгами, чертежами и моделями построенных по его проектам мостов. На Парижской выставке в 1900 г. Н. А. Белелюбский был удостоен высшей награды.

 

Н. А. Белелюбский приобрел мировую известность в широких технических кругах. Этому способствовали многочисленные научные труды.

 

Н. А. Белелюбский состоял членом инженерного совета Министерства путей сообщения и около 20 лет был председателем мостовой комиссии. Деятельность Н. А. Белелюбского была широка и многогранна. Современники говорили, что Николай Аполлонович не человек, а целое министерство, а то и два...

 

Н. А. Белелюбский был человеком прогрессивных взглядов. После Октябрьской революции он был в числе тех передовых ученых, которые активно выступали против саботажников, поддерживали мероприятия Советской власти, оказывали практическую помощь НКПС в подготовке кадров для транспорта.

 

Умер Н. А. Белелюбский 4 августа 1922 г.  Похоронен на Новодевичьем кладбище в Ленинграде.

 

Белелюбский Николай Аполлонович : [Буклет. – Новосибирск : Внешторгиздат, 1990]. – 12 с. : ил.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ЛОПАТТО А. Э. Н.А. Белелюбский. Жизнь и творчество. – М. : Стройиздат, 1975. – 154 с.

ЗЕНЗИНОВ Н. А., РЫЖАК С. А. Гордость русского мостостроительства // Зензинов Н. А., Рыжак С. А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. – М., 1990. – С. 78–91 : портр. – Библиогр.: с. 91.

ПРОКОФЬЕВ И. П. Николай Апполонович Белелюбский // Люди русской науки. Техника. – М., 1965. – С. 312–319.

ГОРЮШКИН Л. М., БОЧАНОВА Г. А., ЦЕПЛЯЕВ Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX – нач. XX в.). – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1978. –294 с. : ил.

ГОРЮШКИН Л. М., БОЧАНОВА Г. А. Так начинался Новосибирск : Конец XIX – нач. XX в. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 176 с.: ил.

БАЛАНДИН С. Градостроительство и архитектура Новосибирска // Памятники Новосибирска. – Новосибирск, 1982. – С. 100–138.

АКУЛИНИН Н. «Заместитель Бога по мостам» : (Биогр. очерк) // Западносиб. железнодорожник. – 1989. – 12 сент. – С. 3 : ил., портр.

ЛАСОВ Г. Мост в историю // Сов. Сибирь. – 1989. – 27 июля. – С. 3.

КОЗЛОВА Т. Н. Белелюбский Николай Аполлонович // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 74–75 : портр.

БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1970. – Т. 3. – С. 106 : портр. – Библиогр.: с. 106.

БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович // Боголюбов А. Н. Математики. Механики. – Киев, 1983. – С. 35–36 : портр.

СЕРГЕЕВА О. П. Николай Апполонович Белелюбский (1845–1922) : Библиогр. указ. – М. : Изд-во АН СССР, 1951. – 32 с.

Добавить комментарий