Вы здесь

Аэровокзал городского аэропорта

Краткая информация: 

Памятник архитектуры

Датировка памятника ------ 1956 - 1957 гг.

Категория охраны -----местная (муниципальная), постановление администрации Новосибирской области от 27.07.2005г. № 54

Место: 

г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/2

Полное описание:

Построенное в 1956 – 1957 гг. по типовому проекту, доработанному архитекторами О.И. Жигалова, Н.И. Углицких,  при городском аэропорте здание аэровокзала примыкает к южной границе территории аэропорта, расположенного в северной части г. Новосибирска, и занимает ответственное положение в планировочной структуре Заельцовского района города: замыкает собой улицу Аэропорт, являющуюся северным продолжением Красного проспекта.

Аэропорт гражданской авиации  площадью в 100 га был построен в середине 1930-х гг. на  севере  г. Новосибирска,  в  8 км. от р. Обь  по  трассе   Красного проспекта и обслуживал транзитные рейсы Москва – Иркутск, а так же местные линии до городов Барнаула, Бийска, Кемерово, Свердловска, Магнитогорска,  Колпашево  и  др.  С  появлением  в начале 1960-х гг. второго аэропорта «Толмачёво», расположенного  в  25 км.  от  Новосибирска,  рассчитанного на  самолёты  всех классов,   городской аэропорт стал обслуживать местные авиалинии региона  (Западной Сибири). Развивающийся мегаполис поглотил расположенный изначально на северной окраине города аэропорт гражданской авиации, и к настоящему времени территория городского аэропорта оказалась в глубине Заельцовского района в окружении жилых кварталов и строящихся жилмассивов.

Конструктивная схема здания смешанного типа: внутренние железобетонные колонны и наружные несущие кирпичные стены. Крыша чердачная двускатная вальмовая. Под зданием имеется подвал.

Объемно-планировочное решение здания отличается простотой: центральный объем немного выше и выступает вперед, к нему с двух сторон примыкают крылья высотой в два этажа. Главный фасад имеет симметричную композицию. Ось симметрии подчеркивает высотная доминанта здания – барабан с прямоугольными окнами, увенчанный круглой в плане башенкой со шпилем.

 Время  разработки проекта определило архитектурную стилистику – фасады здания декорированы ордерными формами неоклассики. Восьмиколонный портик большого (на два этажа) ордера, продолжает центральный объем. Четыре средние колонны восьмигранные в сечении с ионическими капителями, четыре крайние – квадратные с дорическими капителями. Потолочная поверхность антаблемента центрального портика декорирована профилированными штукатурными тягами, розетками.

Верхнюю часть центрального объема здания обрамляет аттиковый пояс, расчлененный на северном и южном фасадах декоративным ограждением из столбиков и баллюстрады. Аналогичное декоративное ограждение выполнено на крышах примыкающих к основному объему крыльев здания.

На втором этаже северного фасада в центральной части здания расположена лоджия с ограждением из баллюстрады. Над порталом входа со стороны западного  фасада сохранился балкон с ограждением из декоративных столбиков и баллюстрады. Аналогичный балкон на восточном фасаде утрачен.

В отделке стен и колонн применена рустованная штукатурка «под песчаник» с шероховатой фактурой которой контрастируют гладкие поверхности карнизов, капителей, обрамлений окон, выделенные пастельными оттенками. На фризе выполнена надпись «АЭРОПОРТ».

     Окна на первом этаже прямоугольные, на втором имеют полуциркульное завершение. В крыльях окна первого и второго этажей объединены профилированной рамкой.

Интерьеры выполнены в духе «советского классицизма»: массивные колонны, высокие филенчатые двери, обилие лепнины. Центральный двусветный зал перекрыт крестово-купольным сводом.

Здание городского аэропорта являет собой пример архитектуры «советского классицизма».

 

 

 

Габариты в плане: 97,3 х 26 м.

Добавить комментарий