Вы здесь

Новосибирский вокзал

Краткая информация: 

Памятник истории

Датировка памятника – 1897 г.,1939 г.

Категория охраны – местная, решение Новосибирского облисполкома от

22.11.60 г. № 868

Место: 

г. Новосибирск, ул. Шамшурина, 43

Полное описание:

Первоначальный проект здания вокзала был выполнен в 1930 г. архитектором Н.Г. Волошиновым. Современное здание вокзала было заложено в 1931 году, однако первоначальный проект пересматривался и дополнялся еще несколько раз даже после начала строительства. В доработке проекта была занята большая группа новосибирских архитекторов: Б.А.Гордеев, С.П.Тургенев, А.Д.Крячков и др. Вокзал был введен в эксплуатацию в 1939 г. Здание вокзала расположено в Железнодорожном районе,  своим главным северо-восточным фасадом выходит на ул. Шамшурина и площадь им. Гарина-Михайловского и является доминирующим в архитектурном ансамбле привокзальной площади.

 

Здание имеет в плане прямоугольную форму. Под всем зданием расположен подвал. Этажность – переменная. Максимальную этажность имеет восьмиэтажный объем гостиницы, примыкающий к северо-западному торцу основного объема. Первый этаж здания и часть  ул.Шамшурина скрыты за счет перепада рельефа: с площади просматривается лишь верхняя часть здания. Фундаменты бутовые ленточные, под элементами внутреннего каркаса – столбчатые, под 8-этажным блоком – сплошная бутовая плита. Цоколь кирпичный оштукатуренный. Наружные стены выполнены в основном из кирпича, частично из шлакобетонных блоков (4-5й этажи переходной части и 4-8й этажи 8-этажного объема) и оштукатурены. Перекрытия железобетонные. Несущие конструкции кровли – деревянные наслонные стропила, усиленные стальными тяжами, над «восточным» и кассовым залом – металлические фермы. Кровля металлическая.

 

Здание вокзала является частью композиции привокзальной площади вместе с двумя пешеходными мостиками над ул. Шамшурина (Вокзальной), лестницей между ними, опорами мостиков с арочными проходами на тротуарах, одноэтажными служебными помещениями, играющими роль подпорной стенки площади (первоначально — камеры хранения) вдоль четной стороны ул. Шамшурина, конкорсами над железнодорожными путями, подстанцией и малыми архитектурными формами (ограждениями, воротами, фонарями освещения). Первоначально здание было запроектировано в стиле конструктивизма, но  в процессе строительства стилистика была изменена на неоклассицистическую. Центр архитектурной композиции главного фасада - ризалит с огромным арочным витражом возвышается над крыльями, - увенчан большим аттиком, скрывающим железобетонную параболу свода. Смещение центрального ризалита от оси симметрии в сторону более короткого крыла уравновешено примыканием к противоположному  северо-западному торцу восьмиэтажного башенного объема. Обрамление ризалита пилястрами «тосканского» ордера и двумя возвышающимися парапетами со шпилями напоминает в своих очертаниях мощные пилоны триумфальной арки и создает образ парадных ворот города. Входы в здание со стороны площади между пьедесталами пилястр подчеркнуты небольшими арками, повторяющими формы центрального витража. Крылья здания оформлены по второму-третьему этажам частым ритмом окон и пилястр. Первый  этаж, находящийся ниже отметки площади им. Гарина-Михайловского,   оформлен монументальным рустом, окрашен в темно-серый цвет и отделен карнизом от светло-зеленой плоскости стен 2-8 этажей, которая  декорирована менее рельефным рустом. Окна первого этажа – прямоугольные, за исключением  окон центральной части главного фасада, в которой выполнены три арочных окна. Над мощным карнизом третьего этажа – аттиковый этаж с  небольшими квадратными окнами технических галерей. При оформлении фасада, обращенного в сторону путей, повторен основной композиционный мотив главного фасада: ризалит с большим арочным витражом. На перроне слева и справа от арочного витража установлены две скульптурные группы, выполненные в стиле социалистического реализма. Входы в здание защищены плоскими козырьками простого профиля, опирающимися на кронштейны. Входные двери – деревянные, шпонированные, остекленные. Колористическое решение фасадов с сочетанием зеленого и белого цветов выполнено в соответствии с принятой окраской зданий железнодорожного ведомства.

 

Интерьеры здания - характерный пример «сталинского ампира». Первоначальные интерьеры частично утрачены. Самое большое помещение – зал ожидания - перекрыт металлическими фермами, в перекрытии центрального зала использован редкий конструктивный прием – параболический свод-оболочка из монолитного железобетона. Арочное перекрытие центрального зала – кессонированное, люстры – двухярусные  на цепной подвеске. Потолок зала ожидания в местах крепления трех люстр украшен круглыми медальонами, по углам зала расположены четыре металлические потолочные вентиляционные решетки (с серпом и молотом). В некоторых административных помещениях сохранились кессонированные потолки, в коридорах – профилированные карнизы.

 

Внутренние лестницы в основном железобетонные. Центральная лестница, ведущая на 2-й этаж («восточный» зал), трехмаршевая с поворотом на 90˚ на два схода. Ограждение лестницы выполнено из мозаичного серого бетона «под гранит». Заполнение между бетонными столбиками ограждения выполнено в виде дубовой решетки с применением мотива серпа и молота. Лестница, ведущая в кассовый зал, трехмаршевая с поворотом на 180˚. Ограждение – металлическое,  с деревянным поручнем. Служебные лестницы также железобетонные, ограждение решетчатое металлическое.

 

Здание представляет собой историко-культурную ценность как одно из крупнейших в стране и самое большое железнодорожное сооружение в Сибири и отправная точка Турксиба.. На фасаде здания вокзала расположены две памятные таблички: одна указывает, что на месте вокзала ранее находилась станция Обь, на которой в 1897 году останавливался В. И. Ленин, вторая говорит о том, что с этого вокзала в годы Великой Отечественной Войны на фронт отправлялись сибиряки. На привокзальной площади между самим вокзалом и павильоном пригородных поездов находится макет паровоза «Проворный», который работал на Царскосельской железной дороге в 1840-х годах.

 

Запроектированное в стиле конструктивизма и реконструированное в неоклассицистической стилистике в процессе строительства, неординарное монументальное здание является образцом архитектуры 1930-х годов и визитной карточкой города.

 

Габариты здания в плане: 155 х 43 м.

Добавить комментарий