Вы здесь

Здание Новосибирского театра оперы и балета

Краткая информация: 

Памятник архитектуры

Датировка памятника – 1931-1945 гг.

Категория охраны – федеральная, постановление СМ РСФСР от 04.12.74 г.    № 624

Место: 

г. Новосибирск, Красный проспект, 36

Полное описание:

Здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета является архитектурным символом Новосибирска и визитной карточкой города.

 

Расположенное в центральной части исторической застройки г. Новосибирска, главным западным фасадом выходит на площадь им. В.И. Ленина, служит ориентиром и доминантой в композиции площади.

 

Идея строительства театра как главного элемента комплекса Дома Культуры и Науки (ДКиН) возникла в 1925 году и совпала по времени с присвоением городу статуса столицы Сибирского края. В дискуссиях с участием видных специалистов и широкой общественности и с организацией в 1928 году Комитета содействия строительству театра («Комсода») формировалась программа создания этого уникального сооружения. Заложенное в 1931 году, здание первоначально строилось на основе выполненного в стилистике конструктивизма проекта архитектора Т.Я. Бардта, художника М.И. Курилко. Этот проект с новациями в сценографии, технологической схеме и конструктивных решениях предусматривал формирование «синтетического театра нового панорамно-планетарного типа» с объединением помещений для различного вида зрелищ: цирк, планетарий, кино, бассейн. Затем этот проект был пересмотрен архитектором А.З. Гринбергом и включал комплекс из шести зданий учреждений культуры, часть которых соединялась между собой переходами. Новая объёмно-пространственная организация театральной части ДКиН требовал поиска новой архитектурной формы, для чего зрительный зал перекрывался гигантским куполом, железобетонные конструкции которого разработаны профессором, доктором технических наук П.Л. Пастернаком при участии инженера Б.Ф. Матэри. Строительство было начато в 1931 г., начальником назначен инженер С.А. Полыгалин. Под его руководством были проведены работы по возведению купола. В 1933 г. главным архитектором строительства стал Б.А. Гордеев. Когда уже были возведены основные строительные объемы будущего театра, выяснилась невозможность по экономическим и техническим причинам реализации ряда проектных предложений. Кроме того, со сменой в середине 30-х годов стилистических принципов потребовались поиски новой архитектурной образности театра. Были организованы два всесоюзных конкурса по его реконструкции. Окончательный проект в неоклассическом оформлении, выполненный в мастерской академика архитектуры А.В. Щусева архитектором Б.А. Гордеевым, с участием архитекторов А.Б. Куровского и В.С. Биркенберга, художника Е.Е. Лансере и инженера Л.М. Гохмана, был утвержден в 1936 году. В 1937 г. макет театрального здания, представленный на выставке в Париже, удостоен высшей награды «Гран-при». Внутренняя отделка театра велась коллективами новосибирских архитекторов, художников и скульпторов. Росписи интерьеров выполнили художники А.А. Бертик, А.Н. Фокин, А.М. Иванов, И.И. Янин. С 1937 г. на строительстве театра была организована скульптурная мастерская, где работали скульпторы В.Ф. Штейн, К.И. Крюнталь, В.А. Ковшов. Они разрабатывали декоративное лепное убранство интерьеров  и  наружные скульптурные композиции. К 1941 г. строительство театра в основном было завершено. Во время Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.) в здании театра размещались фонды эвакуированных Третьяковской галереи, Эрмитажа, Государственного музея им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического и Военно-Артиллерийского музеев и других. Открытие театра состоялось в мае 1945 г. Строительные работы по левой части сценической коробки велись архитектором К.Е. Осиповым и были закончены в 1954 г. В 1986 г. было принято распоряжение Совета Министров РСФСР о проведении капитального ремонта театра, что привело к значительным утратам. С 2001 по 2005 гг. поэтапно проведены комплексные научно-реставрационные работы по воссозданию утраченных элементов интерьера театра.

 

Здание с подвальной частью, в плане имеет крестообразную конфигурацию, выполнено из кирпича с внутреннем железобетонным каркасом. Фундаменты ленточные и столбчатые бутобетонные. Цоколь и стены кирпичные, оштукатурены каменной штукатуркой. Стены правого и левого крыльев облицованы бетонной плиткой, стены сценической коробки оштукатурены под крупноблочную рустовку. Перекрытие зала – сферический монолитный железобетонный купол с толщиной оболочки 8-10 см., диаметром около 60 м. и высотой     35 м. свободно лежит на круговой балке, опирающейся колонны, покрытие металлическое с декоративными чешуйками по деревянным конструкциям и обрешетке. Водосток организованный внутренний.

 

Объёмно-пространственная композиция театра симметрична, состоит из примыкающих друг к другу объемов: увенчанного большим куполом цилиндра зрительного зала и фойе, ступенями сужающегося вверх, параллелепипедов вестибюля и двух боковых крыльев, вертикального возвышающегося объёма сценической коробки, малых полуцилиндра и полукупола сценической части. Ритм массивных пилястр на высоту трех этажей, переходящих на главном фасаде в мощный двухрядный портик, объединяет центральную часть композиции. Двенадцатиколонный портик главного фасада завершен фризом и мощным профилированным карнизом на кронштейнах, увенчанным балюстрадой и высоким аттиком. Оконные проёмы аттикового этажа имеют полуциркульную форму. Со стороны южного и северного фасадов в вестибюльной части в уровне второго и третьего этажей расположены большие витражные окна, имеющие мелкое членение с диагональным рисунком переплётов. Над главным входом размещен барельеф на тему «Советское искусство», выполненный скульптором В.Ф. Штейн. Большой полуциркульный купол со шпилем, являясь главным элементом, завершает архитектурную композицию.

 

Великолепны интерьеры театра, особенно его зрительного зала — купольной ротонды-перистиля высотой до подвесного потолка в 21 м: огромный портал сцены, амфитеатром нисходящие ряды зрительных мест, живопись плафона, уникальная люстра, темное дерево ограждений ярусов, красный плюш обивок кресел, занавеса и драпировок, на фоне которых выделяются белые античные скульптуры. Это 16 гипсовых копий статуй (Гермеса с младенцем Дионисом, Венеры Милосской, Венеры Капуанской, Аполлона Бельведерского, Эйрены с младенцем Плутоном, Амазонки Фидия, Амазонки Поликета, Дорифора копьеносца). Не имеет аналогов парадное кольцевое фойе вокруг зрительного зала. Строгость и простота архитектурных форм, присущая интерьерам, просторы вестибюлей, лестниц придают театру своеобразие и индивидуальность.

 

Здание уникально по своим функциональным и техническим характеристикам, занимает площадь 11 500 кв. м, зрительный зал рассчитан на 2100 мест при общей кубатуре 216 000 куб. м.

 

Зрительный зал имеет форму амфитеатра, в верхней части проходит колоннада, ниши за колоннами отделаны акустическим материалом и бархатом, в них расположены копии античных скульптур. Фриз расчленён ритмом пилястр, пространство между пилястрами заполнено орнаментальной росписью в технике гризайль. Венчает фриз высокий профилированный карниз. Плафон с расположенной в центре люстрой, декорирован росписью по холсту. В декоре концертного зала использованы гипсовые декоративные элементы: профилированные карнизы, кронштейны, круглые лепные розетки растительного орнамента. Стены кольцевых фойе оформлены пилястрами и филёнками. По периметру фойе второго этажа расположен фриз, выполненный в технике темперной росписи по гладкой штукатурке, в верхней части торцов помещены живописные вставки. В полукруглых нишах на постаментах установлены бюсты П.И. Чайковского и М.И. Глинки.

 

Здание представляет собой историко-культурную ценность, являясь уникальным сооружением, в архитектуре которого воплотились монументальные формы неоклассицизма первой половины ХХ в. Это одно из крупнейших театральных зданий не только России, но и всего мира, в котором реализованы достижения научно-технического прогресса своего времени.

 

Основные габариты здания: вестибюльная часть 31,5 х 36 м.; диаметр центральной части 75 м.; крылья: правое и левое по 39 х 23 м.

Добавить комментарий