Вы здесь

Быков Эдуард Александрович

Годы жизни: 8 Декабрь 1923г. - 1 Апреля 1989г.

Директор новосибирской школы № 79.

 

Э.А. Быков — воспитанник А.С. Макаренко, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. За время работы в школе им создан дружный коллектив учителей-единомышленников, основными педагогическими принципами которых всегда были уважение к личности учащихся, доверие и требовательность, культ чести школы.

 

Эдуард Александрович родился в г. Омске 8 декабря 1923 г. в семье крупных партийных работников. В 1936 г. его родители были арестованы в г. Москве и расстреляны. Двенадцатилетний подросток попал в детский приемник в Подмосковье, откуда в скором времени сбежал. После поимки его определили в Куряжскую трудовую колонию им. A.M. Горького под Полтавой. И вновь он сбежал, не желая прощать воспитателям несправедливых и грубых выговоров за случайно разбитое мячом окно или опрокинутую комнатную пальму.

 

Некоторое время он жил на полузатонувшем крейсере «Гром» вместе с другими беспризорниками, удачно употребляя во время набегов на новороссийские лавки природную ловкость, находчивость и смекалку. Но уютное «гнёздышко на воде» обнаружила милиция и «главаря» определили в макаренковскую детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского под г. Харьковом. Был он дерзок и хмур, воспитателей не признавал, учился и работал с неохотой, но пристрастился к чтению. Книги глотал одну за другой — при свете ручного фонарика, ночью, укрывшись с головой одеялом.

 

Во время одного из таких бдений кто-то неслышно подошёл к кровати, сел на краешек и, помолчав, сказал: «Если бы твой отец знал, как ты ведёшь себя, ему было бы очень больно...» Всю ночь Эдуард пролежал с открытыми глазами, думая о своей жизни и поражаясь справедливости услышанного замечания. В эту ночь он поклялся себе, что непременно станет воспитателем и никогда не оскорбит достоинства своих воспитанников.

 

Макаренко в ту пору работал в Киеве и в коммуне появлялся нечасто. Посидит молча на общем собрании или на совете командиров, незаметно подскажет что-то, поправит (он наблюдал за самостоятельной жизнью «коллектива — хозяина и производственника», воспитанного им и завоевавшего права гражданства). Шестнадцатилетний Эдуард Быков был частицей этого коллектива — активист, надёжный помощник известного педагога. Он обучился токарному делу, ремеслу закройщика, вместе со всеми строил коровники, свинарники, конюшни, а в перерывах между работой и учёбой гонял мяч по футбольному полю. Будущий учитель постигал на практике педагогическое мастерство. Размышлять, сопоставлять, анализировать он будет потом — в Московском педагогическом институте им. Н.К. Крупской. А пока всем своим существом впитывал дух коммуны — живого, творческого, работоспособного организма, носящего гордое звание — «дзержинец».

 

В 1939 г. Быков стал воспитанником обувной фабрики в г. Москве, заочно окончил сельхозтехникум. В 1940 г. поступил в Иркутское лётное училище, не доучившись в нём, перешёл в Даурскую снайперскую школу, которую окончил перед самой войной.

 

...На четвёртый день войны он добровольцем ушёл на фронт. В первом же бою, 26 июня 1941 г., в порту Клайпеда подорвал гранатами 2 танка и уничтожил 6 немецких солдат. За этот бой Быков награждён медалью «За боевые заслуги». Три года воевал разведчиком-снайпером на Ленинградском фронте. За этот период захватил в плен двоих, уничтожил 197 немецких солдат и офицеров, получил 11 боевых наград. В 1943 г. был тяжело ранен под Тихвином, потерял руку. После госпиталя работал старшим инструктором снайперской стрельбы. Победу встретил в г. Омске.

 

Только после войны удалось Эдуарду Александровичу осуществить свою давнишнюю мечту — заняться педагогической деятельностью. Он окончил учительский и педагогический институты, был вожатым в одной из московских школ (1947 г.), затем секретарем Пушкинского райкома комсомола столицы.

 

В 1950 г. Быков переехал в г. Новосибирск. «Волшебником» называли его учителя 24-й школы, в которой он работал в начале пятидесятых годов: за то, что сумел обуздать «трудный» 6 «б», скомплектованный в результате неудачного эксперимента из одних бузотёров-второгодников. То ли восемь его кружков — от боксёрского до хореографического - помогли, то ли твердостью духа и добротой «взял» он их, но ученики в классе из разряда «разбойников» перешли в разряд обычных школьников.

 

В 1956—1960 гг. Быков возглавлял детскую трудовую колонию. В 1960 г. был назначен директором школы № 79 Центрального района г. Новосибирска (ныне гимназия № 13).

 

После появления в школе нового директора ни одни каникулы больше не обходились без походов. Путёвку в школьный спортивно-трудовой лагерь «Бригантина» ребята не променяли бы ни на какую другую, они проходили там школу «мастеров на все руки». Их директор мог сложить печку, приготовить плов и сварить фруктовый суп, верхом отправиться за водой, в нестерпимую жару — привезти для всех мороженое из Академгородка, быть часовым и дневальным в их лагере, пойти в двенадцатидневный лодочный поход. Дети платили ему искренней любовью и уважением.

 

Быков, географ и историк по специальности, зимой и весной отправлялся с учениками в Горную Шорию, летом путешествовал на лодках по Верди, ездил на озеро Байкал. Вот так его подопечные и знакомились с родным краем: учились разжигать костёр и ставить палатку, управлять плотом и готовить ужин. Участвовали в конкурсе джентльменов и в состязании старших с младшими, хорошо узнавали друг друга, а главное — учились любить свою необъятную Родину. Выпускали огромную фотогазету «Учитесь отдыхать, потомки!». Осенью и зимой в школьных коридорах им было о чём поговорить, и третьеклассник запросто обращался к выпускнику — так незаметно стирались различия между классами, возникал единый школьный коллектив, в котором всем до всех было дело.

 

Шли годы. Но время не меняло отношение Быкова к профессии учителя и к ученикам. Воспитанник колонии, он — последователь педагогического метода Макаренко. Трудовое воспитание, воспитание через коллектив, постоянное общение с ребятами — вот основы его педагогического мастерства. Уважение, доброта и доверие в сочетании с разумной требовательностью — главное в работе этого мудрого учителя: доверием и поощрением, считал он, можно добиться большего, чем наказанием.

 

На долгие годы Быков (1960—1986) определил пути развития школы, её традиции. Он был большим выдумщиком и отличным организатором. 27 лет существовали школьный палаточный лагерь «Бригантина» на берегу Бердского залива, шлюпочные походы по Оби, поездки на Байкал, выезды в Горную Шорию (в лагеря «Снежинка» и «Сосулька»), сплав по горным рекам, туристические поездки в Шушенское, Канев. Сотни детей и учителей прошли через эту школу романтики и творчества, дружбы и сотрудничества.

 

Школе очень повезло: ею руководил талантливый, добрый, чуткий, влюблённый в своё дело человек. Всю оставшуюся жизнь — до 1989 года — он первым приезжал в школу в день начала экзаменов, чтобы пожелать детям удачи. А 1 сентября вновь встречал детей на пороге школы.

 

Подготовила Т.Н. Рахимова

 

ИСТОЧНИКИ

НАШЕЙ гимназии 70 лет! // Вечер. Новосибирск. — 2006. — 26 дек. — С. 8—9 : ил., портр. Подборка материалов о гимназии N 13.

БЫКОВ Эдуард Александрович // Новосибирск : энциклопедия. - Новосибирск, 2003. -С. 131 :портр.

«...И ВЕЧНЫЙ бой» // Вечер. Новосибирск. — 1983. — 2 авг. — С. 3. Беседа с директором школы № 79 Э.А. Быковым.

КИБАЛЬЧИШИ идут за ним... // Вечер. Новосибирск. — 1975. — 31 дек. — С. 2—3. Очерк об Э.А. Быкове.

Добавить комментарий