Вы здесь

Волнин Александр Константинович

Годы жизни: 1872г. - 1940г.

Педагог, писатель, историк.

 

Волнин Александр Константинович, 1872 года рождения, службу начал с 1898 г., в ведомстве народного просвещения с 1909 г. Происходил из духовенства, магистр богословия, окончил Императорскую Московскую Духовную Академию, в Полтаву прибыл из Велико-Сорочинской учительской семинарии, где до 1910 г. исполнял должность директора; награжден орденами Анны и Станислава II и III степени, директор Полтавского учительского института с 1914 по 1917 г. в чине статского советника, в институте преподавал педагогику, психологию и логику, «был хорошим организатором».

 

Полтавский учительский институт был четвертым в Киевском учебном округе. Организатором института и первым директором его был Волнин Александр Константинович. В этом институте учился и Антон Семенович Макаренко. По его воспоминаниям, когда он выпускался, в институте было лишь пять отделений, в том числе два отделения городского училища. А.К. Волнину до открытия заведения полностью укомплектовать его преподавательскими кадрами не удалось.

 

8 июля 1917 г. Министерством народного просвещения было подписано постановление об открытии Новониколаевского учительского института. В конце июля Новониколаевский исполнительный комитет общественного самоуправления получил письмо с просьбой принять необходимые меры по оборудованию помещения института и своевременному началу занятий (ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2686. Л. 23, 23 об., 24).

 

Открытие состоялось в октябре 1917 г. под руководством известного педагога, бывшего директора Полтавского института Волнина Александра Константиновича (Голос Сибири, 1917 г., 19 октября, № 299).

 

В архивах сохранилась лишь отрывочная информация о преподавательской корпорации Новониколаевского учительского института, из которой известно лишь, что директор А.К. Волнин и часть преподавательского состава были эвакуированы (направлены) из Полтавы, где преподавали в местном учительском институте.

 

Новониколаевский учительский институт разместили временно в помещении реального училища, Министерство народного просвещения предоставило средства - 19 470 рублей — на съем и оборудование помещений (ГАТО. Ф. 126. Д. 2686. Л. 39, 39 об), но так как нормальное финансирование было нарушено, институт оставался почти без средств к существованию.

 

Директор института А.К. Волнин возлагал особые надежды на помощь местных органов самоуправления, но город отказался взять на себя содержание института, «...в виду переживаемого финансового кризиса» (ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2686. Л. 33, 33 об.).

 

Несмотря на сложнейшую обстановку вокруг молодого учительского института и равнодушное отношение отдела народного образования, стараниями Александра Константиновича работа была поставлена на должный уровень и организована педагогическая общественность города.

 

Александр Константинович создал педагогическое общество. На очереди стояло решение вопроса об открытии при институте курсов по подготовке учителей.

 

С 10 октября 1920 г. при институте планировалось открыть педагогические курсы (ГАТО. Ф. 2802. Д. 3. Л. 30).

 

В ноябре 1920 г. здание, где размещался институт, было передано под размещение СибОНО, и после этого в архивах никаких документов о Новониколаевском учительском институте или институте народного образования не обнаружено.

 

(Сведения о пребывании и работе по организации Новониколаевского института Волнина Александра Константиновича взяты из исследований аспирантки Томского университета Кочуриной С.А.).

 

Далее из воспоминаний А.С. Макаренко (книга «М. Горький в моей жизни»), размещенных на страницах «Интернет», следует: «...«На праздновании 20-летнего юбилея школы № 1 Ярославской железной дороги (в Москве) 18 февраля 1939 года был приглашен А.С. Макаренко. По словам А.К. Волнина (преподавателя этой школы, а до революции — директора Полтавского учительского института, где в 1914—1917 гг. учился А.С. Макаренко), Макаренко раскритиковал его заметку в стенгазете, выпущенную к юбилею под названием «Школа прежде и теперь». А.К. Волнин в этой заметке высказал замечание о том, «...что старая школа страдала формализмом в отношении к учащимся, игнорируя их индивидуальные запросы, уважение которых отмечает от нее современную школу».

 

Макаренко (вспоминал Волнин) на это замечание ответил: «Вы ошибаетесь. Все учителя относились к нам внимательно и тепло, и я с удовольствием вспоминаю эти отношения».

 

Много теплых слов сказал Макаренко на юбилее школы и о самом А.К. Волнине. «Среди вас я вижу и моего учителя — Александра Константиновича Волнина. После девяти лет работы в бедной железнодорожной школе я пошел учиться, и я попал в руки Александра Константиновича. Жизненные ценности не всегда поддаются точному измерению. Часто в руках наших нет даже тех масштабов, которыми можно измерить важнейшие явления. Так и мне трудно измерить и трудно рассказать, как много сделал для меня и для других Александр Константинович. Он был директором Полтавского учительского института перед самой революцией. В то время, разумеется, директор не мог открыто быть большевиком и воспитывать большевистские характеры. Но из его рук много вышло большевиков, и многие положили головы на фронтах гражданской войны. Это потому, что он был настоящим человеком, и он воспитывал в нас лучшие человеческие стремления. В моем педагогическом развитии он создал самые главные принципы и навыки духа.

 

У него я заимствовал главное положение моей педагогической веры: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.

 

Сегодняшняя встреча с ним для меня чрезвычайно радостна. Я потерял его из виду двадцать два года назад. Я часто о нем вспоминал, и часто мне приходилось спрашивать себя: где Александр Константинович, отдал ли он революции свои замечательные силы? Не зная ничего о нем в течение такого долгого времени, я, естественно, начал сомневаться. И вот сегодня я вижу, с какой большой благодарностью, с каким искренним горячим чувством чествуют Александра Константиновича, премируют его, подносят ему подарки и с каким искренним и надежным желанием все ожидают от него и впереди такой же человеческой работы в деле коммунистического воспитания».

 

Эти воспоминания дают право говорить о том, что Волнин А.К. в 30-е годы уже работал преподавателем вышеназванной школы.

 

Дальнейшую судьбу проследить не удается.

 

Орлова В.А. Волнин Александр Константинович // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год.

 

ИСТОЧНИКИ

 

К открытию учительского института В Новониколаевске // Голос Сибири. - Новониколаевск, 1917. - 19 окт. - С. 3

ГАТО. Ф. 126 Оп. 2. Д. 2686. Л. 23, 23 об., 33, 33 об., 24, 39, 39 об.

ГАТО. Ф. 2802. Д. 3. Л. 30.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Сухова Н.Ю. Волнин Александр Константинович // Православная энциклопедия. - М., 2005. - Т. 9. - С. 239-240. - Арх.-библиогр. список: с. 239-240.

Мурыгин Г. Первые педагоги // Вечер. Новосибирск. - 1988. - 19 февр. - С. 3 : ил.

Войтик П. Учитель учителей // Вечер. Новосибирск. - 1978. - 27 нояб. - С. 3.

 

 

 

 

Волнин Александр Константинович, родился 25 августа 1872 года в Ростовском уезде Ярославской губернии.

 

В 1893 году окончил Ярославскую духовную семинарию.

 

В 1897 году (9 июня) окончил Московскую духовную академию.

 

С 1898 по 1909 год преподавал богословско-философские предметы, еврейский и немецкий языки в Псковской духовной семинарии (по июль 1900 года), Киевской духовной семинарии, географию в Псковском епархиальном женском училище и женской гимназии Смирновой в Киеве. Одновременно состоял сотрудником и помощником редактора издаваемого в Киевской семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей».

 

В 1902-1903 годах проработал практический курс психологии у профессора Киевского университета Сикорского.

 

В 1908 году защитил в Киеве магистерскую диссертацию «Мессия в изображении пророка Исайи». 

 

Написал работы:

1. «Сословное обособление русского духовенства. Исторический очерк».

2. «Роль женщины в первоначальной и последующей истории старообрядского раскола».

3. «Основные идеи в книгах Сивиллы».

4. «Печаловники в Древней Руси. Историко-педагогический очерк».

5. «Неплюевское трудовое братство».

6. «Недостаток вдумчивости и излишнее усердие в просветительском деле».

Много других статей и обозрений духовной и светской журналистики.

 

С 5 ноября 1909 года по июль 1914 года был директором Велико-Сорочинской учительской семинарии имени Н.В. Гоголя и членом школьного отделения Миргородской земской управы. В семинарии преподавал педагогику.

 

С июля 1914 по июль 1917 года работал директором Полтавского учительского института (в то время там учился Антон Семенович Макаренко) и председателем педагогического совета женской гимназии Ахшарумовой, в дальнейшем Мариинской. В институте преподавал педагогику и логику.

 

С 1917 года был председателем Полтавского правления общества взаимопомощи служащих Киевского учебного округа.

 

В 1917 году в связи с обстоятельствами украинизации школ был перемещен в Новониколаевск.

 

С 1 июля 1917 года работал директором вновь открытого Новониколаевского учительского института до его ликвидации в 1920 году. В институте преподавал логику, психологию и педагогику.

 

С 1918 по 1921 год был председателем педагогического общества в Новониколаевске.

 

В 1920-1921 годах заведовал педагогическими курсами в Новониколаевске и секцией педагогического образования в отделе народного образования. На курсах преподавал психологию (общую и детского возраста).

 

В 1921 году заведовал педагогическим отделом Новониколаевского профобра.

 

В 1921-1922 годах работал помощником по учебной части ректора I Сибирского опытного педагогического техникума в Новониколаевске.  

 

С 1923 года заведовал педагогическими курсами переподготовки школьных работников II ступени в Вятке и  работал преподавателем Вятского педагогического института по кафедре психологии и педагогики.

 

С 11 января 1925 года секретарь редакции журнала «Путь просвещения», выходящего в Вятке (редактор Н.А. Дернов).

 

В конце августа 1925 года уехал в Москву. Сын Борис родился 7 апреля 1906 года. Сын Алексей родился 1 октября 1909 года. Дочь Наталья родилась 13 августа 1912 года. Жена – Лидия Дамиановна (урожденная Макаровская) родилась 20 августа 1878 года.

 

(ГАКО, ф. Р-2304, оп.6, д.736, Архив ВятГГУ).

Рашковский Александр Львович, краевед

Г. Киров

Добавить комментарий