Вы здесь

Редлих Вера Павловна

Годы жизни: 12 Апрель 1894г. - 21 Февраля 1992г.

Народная артистка РСФСР, актриса, режиссёр

(1894–1992)

 

Вера Павловна Редлих родилась в с. Николаевка Сумского уезда Харьковской губернии 12 апреля (31 марта) 1894года. Училась в гимназии в Сумах, рано увлеклась театром. Девочку охотно звали на все театральные вечера, она замечательно читала стихи. Часто на вечерах играли сцены из различных пьес.

 

В 1913 году Вера Редлих поехала в Москву. Высшие женские курсы В. Герье, летний отдых в Феодосии и Коктебеле, общение с М. Волошиным, М. Цветаевой, С. Эфроном, О. Мандельштамом, В. Ходасевичем…

 

В 1914–1918 годах училась в частной школе драматического искусства, вскоре преобразованной во Вторую студию Московского Художественного театра. Учителя В. Редлих – мхатовские  «старики»: В. Лужский, Л. Леонидов, Е. Муратова, Н. Массалитинов. Её однокурсники – А. Тарасова, Н. Хмелев, Н. Баталов, М.Прудкин, впоследствии составившие второе поколение знаменитого театра. Корни ее  – в МХТ.

 

Потом началась разъездная театральная жизнь: Томск, Кострома, Ярославль, Иваново-Вознесенск, Чита, Харбин, Владивосток. В 1932году главный режиссер театра «Красный факел» Ф. Литвинов пригласил В.П. Редлих в Новосибирск. Вместе с мужем актером Сергеем Бирюковым она приехала в город и задержалась здесь почти на 30 лет. С 1932 года режиссёр, главный режиссёр (1943–1946), художественный руководитель (1946–1960) театра «Красный факел». Время ее руководства называют золотой порой театра.

 

Вера Павловна с 1936 года начала педагогическую деятельность, возглавляла Новосибирское театральное училище, много лет вела курс актерского мастерства в студии при «Красном факеле». Бережно взращивая молодежь, Редлих стремилась пополнить труппу театра артистами, близкими по духу идеям «Красного факела». Так, по её приглашению приехали в Новосибирск А. Глазырин, А. Покидченко, И. Поляков, А. Беляев и др.

 

В сентябре 1941 года, уступив свою сцену и квартиры актерам Ленинградского академического театра им. Пушкина, «краснофакельцы» уезжают в Сталинск (ныне – Новокузнецк), затем в Прокопьевск. Работа над новыми спектаклями шла беспрестанно, премьеры следовали одна за другой, а количество концертов на заводах и в госпиталях теперь и не сосчитать. Театр возвратился в Новосибирск только в августе1943 года.

 

В 1950-е годы В. Редлих твёрдо и последовательно объединяет театр под знаменем искусства психологической правды и создаёт коллектив высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса, в котором основное внимание уделяется классике: пьесы «Зыковы», «Последние» М. Горького, «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» А. Чехова, «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому, «Бесприданница» А. Островского, «Много шума из ничего», «Гамлет» У. Шекспира.

 

Именно классический репертуар дал основание назвать «Красный факел» после триумфальных гастролей в Москве летом 1953 года «Сибирским МХАТом».

 

Приверженница реализма в театральном искусстве, Вера Павловна добивалась глубокой и тонкой характеристики образов, правдивого раскрытия психологии сценических героев, их мыслей и чувств. Её лучшие постановки характеризовались высокой культурой исполнения, целостным ансамблем. Спектаклям В.П. Редлих свойственна поэтичность, в них утверждалась вера в благородство человеческой души. Особое внимание она уделяла творчеству актёра.

 

Из современной драматургии Редлих осуществила постановки пьес «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Барабанщица» А. Салынского, «Машенька» А. Афиногенова, «Годы странствий» А. Арбузова, «Два капитана» В. Каверина, и др.

 

Кроме пьес известных авторов, Вера Павловна ставила спектакли по пьесам местных драматургов: «Голубиное гнездо» Э. Бурановой, «Двадцатилетие» Е. Рогозинской, «Кряжевы» и «Последняя легенда» В. Лаврентьева. Постановкой «Кряжевых» (совместно с Э. Бейбутовым) Редлих открыла одну из интереснейших страниц истории «Красного факела». Премьера «Кряжевых» была днём рождения драматурга новосибирца В. Лаврентьева и днём рождения пьесы, обошедшей многие театры страны.

 

В.П. Редлих стояла у истоков формирования областного драматического театра Новосибирска (теперь «Старого дома»), ставила спектакли в ТЮЗе (ныне «Глобус»), новокузнецкие кукольники связывают рождение своего коллектива с её именем.

 

В 1960 году она уехала со своей семьей в Минск, где работала режиссером, художественным руководителем (1961–1963) в Государственном русском драматическом театре им. М. Горького и вела курс мастерства актёра в Белорусском государственном театрально-художественном институте. С 1966 года Редлих – профессор кафедры актёрского мастерства, позже – профессор-консультант. Курс Веры Павловны был экспериментальным. Актёры и режиссёры учились вместе по одной программе, и только на последнем этапе начиналась специализация. Актёры, с ней работавшие, считают это время самым ярким в своей актерской биографии. Коллеги по институту дорожат воспоминаниями о каждом дне из тридцати лет. Студенты были её детьми и друзьями, их успехи, печали, тревоги и провалы составляли жизнь, которой она жила. Умерла Вера Павловна 21 февраля 1992 года в возрасте 98 лет.

 

В Новосибирске до сих пор помнят о Вере Павловне Редлих – многогранном режиссёре и педагоге, постоянно ищущем новые формы и методы работы,человеке большого таланта, редкой энергии, культуры, ума и обаяния. При театре «Красный факел» работает Благотворительный фонд её имени (создан 11 ноября 2002 года). В рамках фестиваля «Сибирский транзит» театром учреждена премия им. Веры Редлих за лучшие актерские работы, призванная сохранить память о творческом наследии театров Сибири, поддержать их лучшие традиции на всем театральном пространстве региона.

 

Подготовила Л.М. Харчук

 

ИСТОЧНИКИ

БАЛАНДИНЛ. На репетициях у Веры Павловны Редлих // Знаменитые женщины Новосибирска.‒ Новосибирск, 2002.‒ С. 238–254 :портр.

ДНИ Веры Редлих в «Красном факеле», 12–19 апр. 1997 г. / под ред. В. Лендовой, Б. Волкова, Г. Седова. ‒ Новосибирск, 1997. ‒ 49 с. : ил., фот. ‒ (Таланты и поклонники ; Вып. 6).

ЖУРАВЛЕВАГ.К. Редлих Вера Павловна // Новосибирск : энциклопедия. ‒ Новосибирск, 2003. ‒ С. 735.

 

ЛИТЕРАТУРА

РЕДЛИХ Вера. Такая манящая цель… театр. – Новосибирск :Новосиб. кн. изд-во, 1989. ‒ 128 с.

ЛЕНДОВА В. Манящая цель ‒ театр : [о В.П. Редлих] // Созидатели: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. ‒ Новосибирск, 2003.– Т. 2.‒ С. 372‒383: ил., портр.

Добавить комментарий