Вы здесь

Событие. Создание авиации в Новониколаевске

Новониколаевцы впервые увидели самолёт в августе 1911 г.: русский авиатор Я.И. Седов-Серов провёл показательный полёт над городом. Тогда мало кто мог представить себе масштабы развития авиации в городе буквально через десять – пятнадцать лет.

 

В 1919 г. в Новониколаевске базировался первый сибирский авиаотряд во главе с капитаном С.Н. Будко. В отряде имелось 4 самолёта «Ньюпор» и один самолёт «Сопвич». 13 августа прибыл третий сибирский авиаотряд поручика М.П. Веселовского, расположившийся на площадке у р. Иня. К ноябрю 1919 г. после разгрома колчаковцев в Новониколаевске сосредоточились авиационные и воздухоплавательные части 15 отрядов, эвакуированные из Омска и других городов. Всего в городе находилось около 150 авиаторов во главе с начальником Управления Воздушного Флота Русской Армии (армии адмирала Колчака) полковником С.А. Бойно-Радзевичем, 58 самолётов и несколько аэростатов. Лётчиков, как редких специалистов, пощадили, и многие из них перешли на строевые, штабные и технические должности (например, пилот В.В. Сущинский [1, см. примечания в конце статьи], участник агитационного полёта на двухместном самолёте «Сопвич» в феврале 1924 г.). Разместили их в Военном городке.

 

С 1922 г. молодая Советская республика приступила к развитию гражданского воздушного флота и самолётостроения. Идея создания пролетарской авиации органично вписывалась в идеологию новой власти, взявшейся привести своих граждан в светлое будущее. Она как бы повышала скорость продвижения вперёд, позволяла донести новые идеи до глубинки, символизировала превосходство новой общественной формации: «всё выше, и выше, и выше».

 

В начале 1923 г. в Москве были созданы два общества: «Добролёт» – Общество добровольного флота, занимавшееся практической работой по организации коммерческих воздушных путей сообщения, и Общество друзей воздушного флота, или ОДВФ – здесь упор делался на развитие широкой агитации, привлечение к этому делу как можно большего числа людей и, естественно, сбор добровольных пожертвований (1). По всей стране развернулось широкое движение за создание отечественной авиации.

 

4 апреля 1923 г., на заседании пленума Сибревкома создаётся Сибирский филиал Всероссийского АО «Добролёт» и филиал Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) – «Сиблёт» (2). Принимается Устав «Сиблёта». Членами общества «Сиблёт» могли быть: любое предприятие или учреждение и любой гражданин республики, который «желал своим трудом содействовать развитию и укреплению воздушного флота» и внёс установленный положениями взнос. Взнос для учреждения составлял 50 рублей и 5 рублей ежемесячно, а для отдельных граждан – единовременный взнос в размере 1 рубля и ежемесячный в размере 50 копеек.

 

В мае 1923 г. в Новониколаевске проходит первая «Неделя Красного воздушного флота». За период проведения Недели 2 000 человек и 13 учреждений стали членами Сиблёта, было собрано около 15 тыс. рублей золотом на постройку аэропланов. С сентября «Недели помощи воздушному флоту» проводят по всей Сибири. Популярность авиации растёт. Лозунги «Пролетарий, на самолёт!», «Трудовой народ, строй воздушный флот!» были очень популярны у молодёжи, все непременно хотели стать лётчиками. Без отрыва от производства многие юноши и девушки учились в авиационных школах, прыгали с парашютом, строили авиамодели.

 

18 августа 1923 г. Сибревком принимает постановление о создании в Сибири воздушного флота. Первым делом приступили к сооружению аэродрома.Работы по строительству аэродрома начались в сентябре. Поле выбрали на территории Закаменского (ныне Октябрьский) района в расположении воинской части, на восточном плацу восточной окраины Военного городка с таким расчётом, чтобы можно было принять любую машину при любом ветре и днем, и ночью. Договор с представителями рабочей артели А. Белобородовым, А. Пагодаевым и И. Крякиным о строительстве аэродрома площадью 52 десятины был составлен правлением Сиблёта 5 июня 1923 г. При аэродроме было три ангара (здания до сих пор сохранились на территории Военного городка) (3). 15 сентября 1923 г. на этом аэродроме приземлился первый самолёт, положивший начало Сибирскому воздушному флоту.

 

Четырёхместный самолёт «Юнкерс» (4) осуществлял первый агитационный перелёт из Москвы в Новониколаевск общей протяжённостью 3 тыс. км, организованный и осуществлённый обществом «Добролёт» и его сибирским филиалом. По дороге в Новониколаевск «Юнкерс» приземлялся в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Кургане, Петропавловске, Омске. На каждой остановке лётчики совершали полёты с желающими из местного населения и разбрасывали агитационную литературу.

«Десятилетним я увидел первый самолёт, – вспоминал трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин, – это был агитсамолёт, прилетевший в мой родной город […] Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть лётчиком. И эта мечта стала целью всей моей жизни».

 

23 сентября 1923 г. самолёт торжественно передали Сибревкому. Сиббюро ВЦСПС и Губпрофсовет приняли решение назвать его «Сибревкомом». С «Добролётом» заключили договор на эксплуатацию машины в Сибири. Тогда же Сибревком принял постановление об установлении в Сибири воздушной связи с весны 1924 г. Но, не дожидаясь весны, уже 17 февраля 1924 г. был осуществлён агитационный полёт по маршруту Новониколаевск – Ордынское (5).

 

В обращении Сиблёта «ко всем губисполкомам, уисполкомам, волисполкомам, сельсоветам, ко всем советским учреждениям, к рабочим, крестьянам, ко всем гражданам Сибири» говорилось: «…Нужно указать ещё на одну роль воздушного флота, не менее важную. Речь идёт об участии авиации в культурной работе. Если каждая наша губерния будет располагать 4–5 самолётами, то каждая наша изба-читальня даже в наиболее глухих медвежьих углах будет иметь свежую газету на второй день. А теперь она не видит её месяцами. Мы соединим деревню с городом неразрывными нитями культуры и знания».

 

В мае 1925 г. состоялся агитационный облёт Сибири, цель которого – исследовать воздушные линии, выбрать места посадок, а также показать «на примере крестьянам, что советская власть крепит воздушный флот». Посланцем-агитатором стал самолёт «Сибревком», экипаж которого состоял из лётчика Н.М. Иеске [2, см. примечания в конце статьи] и бортмеханика Н.Е. Брянцева [3, см. примечания в конце статьи]. Вылетев из Новониколаевска, самолёт приземлялся в Томске, Красноярске, Канске, Анжерке, Барнауле, Бийске, в селе Алейское, в Рубцовке, Семипалатинске. На каждой остановке «Сибревком» совершал полёты с пассажирами, «продержав их 100 часов на воздухе».

Всего на маршруте было совершено более сотни полётов с крестьянами на борту. За спиной пилота, отделённого перегородкой, в пассажирской кабинке обычно располагался писатель, обязавшийся давать репортажи для газет. Первым литератором, подружившимся с экипажем «Сибревкома», был В.А. Итин. Полёты на «Сибревкоме» вдохновили его на создание поэмы в прозе «КаанКэрэдэ», которая увидела свет в первой книге журнала «Сибирские огни» (1926. № 1/2). Однажды от Омска до Новосибирска с ночёвкой в Каинске (нынешний Куйбышев) летал на «Сибревкоме» поэт Л.Н. Мартынов. Под свежими впечатлениями он написал стихи «Полёт над Барабой», а позднее под этим же названием дал новеллу в свою книгу «Воздушные фрегаты» (М. : Современник, 1974).

 

На аэродроме Военного городка базировался 16-й отдельный авиаотряд им. Сибревкома. Материальной базой авиаотряда служили самолёты «Ньюпор», «Сопвич», «Конбур» и «Авро». Начиная с 1925 г. на смену самолётам, приобретённым советским правительством за рубежом, постепенно пришли отечественные летательные аппараты более высокого класса. Численность отряда была 33 человека, командиром был О.П. Перебаскин, комиссаром – А.С. Семёнов. По распоряжению Сиблёта в отряде числились известные в то время лётчики Иеске и Сергеев, командированные из Москвы. Они работали на самолёте «Сибревком». Учебная деятельность авиаотряда сочеталась с авиационным обслуживанием – обеспечением боевой подготовки наземных стрелковых частей Сибири, расположенных в Омске, Красноярске. Результаты боевой подготовки личного состава 16-го отдельного авиаотряда были проверены в 1927 г. при разрешении конфликта на КВЖД. Пять человек личного состава авиаотряда – О.П. Перебаскин, А.С. Семёнов, начальник штаба Мухин, командир звена Глущенко и старший лётчик Веденин были награждены орденом Боевого Красного Знамени, остальные участники боевых действий – именными ценными подарками. Вернувшись в начале 1930 г. на Закаменский аэродром в Новосибирск, личный состав авиа отряда приступил к повседневной учебно-боевой деятельности. В летнее время авиаотряд находился в лагерях, вблизи д. Старая Юрга (6), где был так называемый «полевой» аэродром.

 

В военном городке, в бывшем церковном здании был организован общедоступный клуб, где начальствующий состав авиаотряда часто выступал с беседами перед молодёжью. В этом клубе в 1923 г. был организован первый авиакружок, работала комсомольская организация. В авиакружке ребята и взрослые изучали материальную часть и управление самолётом, помогали в ремонте авиатехники. По Новониколаевску работало 30 авиауголков. В них «ликвидировали авианеграмотность»: вслух читали соответствующую литературу, слушали доклады, лекции. Работа с населением подразделялась на работу со взрослыми и с молодёжью. В работе принимали участие и младшие школьники . Позже эти ребята направлялись на учёбу в различные школы военных пилотов. В 1928 г. в Омске и Новосибирске организованы аэростанции.

 

В период 1920-х – начала 1930-х годов были широко развиты связи подразделений зарождавшейся авиации с гражданскими предприятиями. Над 16-м авиаотрядом шефствовали Новониколаевское отделение «Комсеверпуть», «Сибпушнина», трикотажная фабрика. Шефы помогали в обеспечении лётчиков обмундированием. Так, «Сибпушнина» подарила лётчикам отряда по кожаной куртке.

 

Лётчиками проводились агитационные полёты по области и в села Томской, Омской областей и Алтайского края. Каждый агитационный полёт сопровождался сбором денег на строительство самолётов и организацией ячеек ОДВФ. Существовали, естественно, и разнарядки по привлечению в ряды друзей воздушного флота. Например, к 1 мая 1923 г. «Сиблёт» должен был привлечь по всей Сибири сто тысяч человек, каждый из которых обязан был внести  вступительный взнос в один рубль золотом и ежемесячно платить по десять копеек. По количеству «привлечённых» по Сибири Новониколаевская губерния стояла на первом месте – план здесь был выполнен на 110 процентов (7). Всю эту работу широко освещала периодическая печать того времени, в частности газета «Советская Сибирь». Лозунг «Даёшь Сибири воздушные крылья!» должен был помочь приобрести для губернии и сибирской воздушной эскадрильи к 1 апреля 1925 г. семь аэропланов.

 

Регулярное же движение воздушных судов было открыто лишь 15 мая 1929 г., когда одновременно из Москвы и Иркутска навстречу друг другу вылетели самолёты «Фоккер-Ц-4» с грузом почты. В Новосибирске самолёт приземлился 17 мая. Официальной датой рождения авиации в Западной Сибири считается май 1929 г.

 

До 1933 г. в июле – первой половине августа в стране проводились воздушные праздники. Но отмечать День Красного Воздушного Флота СССР в «церковный праздник Ильин день» было «политически ошибочно», поэтому 28 апреля 1933 г. постановлением СНК датой празднования Дня авиации определили 18 августа. Первый парад авиации прошёл 18 августа 1935 г. Советские СМИ называли его «Праздником Сталинских соколов» (8). Первый День Воздушного Флота торжественно отмечался 18 августа 1933 г. в Москве, Ленинграде, Минске, Харькове, Ростове-на-Дону, Севастополе, Тбилиси, Новосибирске, Хабаровске и других городах. В связи с этим событием было опубликовано Постановление ЦИК СССР о награждении орденами и медалями большой группы командиров ВВС РККА, работников авиапромышленности, Осоавиахима, гражданской авиации, авиашкол «за достигнутые успехи в создании и освоении авиационной техники и лётное мастерство».

 

1938 год. Страна живёт в обстановке на двигающейся, неизбежной войны. Самолёты из Москвы до Владивостока по трассе Гражданского воздушного флота долетают за шесть – восемь суток. Перед авиаторами поставлена задача – достигнуть тихоокеанских рубежей за 24 часа. Командир корабля лётчик В.К. Коккинаки [4, см. примечания в конце статьи] и штурман А.М. Бряндинский [5, см. примечания в конце статьи] на самолёте «Москва» решили лететь не по оборудованной маяками и метеорологическими станциями трассе, а напрямую, по кратчайшей линии от Москвы до Владивостока, на 900 км севернее Новосибирска.

 

Этот полёт должен был показать всему миру, что при необходимости весь воздушный флот страны может быть переброшен на Дальний Восток за сутки.

 

13 июля экипаж вылетел в обратный рейс в Москву, на этот раз уже по существующей трассе. В первый день пролетели от Хабаровска до Новосибирска, покрыв 4 300 км без посадки за 14 часов. Погода была отвратительной, и почти всё время экипажу пришлось лететь вслепую на очень большой высоте. «В баках оставалось горючего в обрез. Из Иркутска мы решили всё же взять курс на Новосибирск, но в пути тщательно прикинуть остатки и, если бензина окажется мало, сесть в Красноярске», – вспоминал В.К. Коккинаки. По расчётам, самолёт в Новосибирск должен был прилететь ровно через 14 часов. В 15 часов 35 минут «краснокрылая птица отважных лётчиков» появилась над городом и, сделав круг, пошла на посадку. «Мы ошиблись только на две минуты. Бензина в баках не осталось». «Сделав несколько приветственных кругов над городом, Коккинаки в 3 часа 43 минуты по московскому времени (в 7 часов 43 минуты по местному) блестяще посадил самолёт на аэродроме», – пишет газета «Советская Сибирь». Их встречали представители партийных, советских и общественных организаций Новосибирска. Вечером в честь отважных лётчиков в столице Сибири был дан торжественный ужин.

 

Рано утром, вернее, ещё ночью, 14 июляв 3 часа 06 минут, «Москва» снова взмыла в воздух. Всё, казалось, было хорошо: дул попутный ветер, скорость превышала 400 километров в час. Однако, как писал в своей книге «Курс на восток» Коккинаки, «когда мы находились примерно в районе Татарска, я заметил, что из правого мотора вылезает шомпол, крепящий капот. Все аэродромы между Новосибирском и Казанью были размыты продолжительными дождями, сесть и исправить повреждение негде […] Это грозило серьёзными неприятностями: как только шомпол выпадет […] последует авария.

 

Делать нечего – надо возвращаться в Новосибирск. Настроение отвратительное: теряем впустую время, хорошую погоду, попутный ветер. Прилетели обратно на знакомый аэродром. Сели […]

 

А Новосибирск был доволен нашей неудачей. Местные организации срочно созвали общегородской митинг. Попросили нас выступить, доложить о перелёте, встретиться с трудящимися. Нас забросали цветами, закормили фруктами и шоколадными конфетами.

 

На следующий день погода испортилась. Синоптики сдержали слово. В 2 часа 31 минуту утра 15 июля мы снова поднялись в воздух, взяв курс на Тобольск. В районе станции Чаны встретили могучий грозовой фронт. Шли в облаках. Средняя скорость составляла около 300 км в час. Началась сильнейшая болтанка. Самолёт бросало из стороны в сторону с такой силой, что приборы давали неправильные показания, и ориентироваться по ним было невозможно. Положение усложнялось. Нужно было немедленно решить, что делать дальше. Продолжать полёт вслепую при ненормальном состоянии приборов нельзя. Пробиваться вверх без кислорода – самоубийство […]».

 

К счастью, всё закончилось хорошо, и вскоре Москва уже встречала своих героев. За героический подвиг лётчикам Коккинаки и Бряндинскому присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и единовременной денежной награды – по 25 тыс. рублей.

 

А Новосибирск с той поры становится признанным центром авиации в Сибири.

Подготовила А.Н. Юмина

 

Примечания

1. Виталий Владимирович Сущинский (1 июня 1890 – 8 октября 1938), уроженец пос. Голдобурщина Белыничского уезда Могилёвской губернии, сын священника. Окончил реальное училище в Могилёве, механико-техническое училище в Вязниках и уехал на Дальний Восток. С 1911 г. после знакомства во Владивостоке с авиатором Я.И. Седовым-Серовым сопровож дал Седова во Владивосток, Харбин, Иркутск, Томск, Новониколаевск учеником и авиамехаником. 29 октября 1912 г. В.В. Сущинский получил диплом Императорского Всероссийского Аэроклуба (ИВАК) за номером 114, став первым дипломированным авиатором в Сибири. Участник Первой мировой войны, один из первых в России награждён тремя Георгиевскими крестами: IV, III, II степеней. Состоял на учёте начсостава запаса на должности старшего лётчика. В период гражданской войны был инструктором в Спасской авиационной школе (ныне Спасск-Дальний), фактически готовившей пилотов для армии Колчака . При отступлении Белой армии Сущинский остался в России. Сибирским военно-революционным трибуналом приговорён к расстрелу, следствие по его делу в 1922 г. длилось пять месяцев, всё это время он жил в Новониколаевске под подпиской о невыезде и занимался ремонтом автотранспорта ГПУ (дело прекратили по завершении ремонта и 30 января 1923 г. его освободили). В марте 1923 г. работал делопроизводителем в Сиблёте, с апреля – лётчик 16 отдельного разведывательного авиаотряда им. Сиб ревкома (до мая 1924 г.). Демобилизован из Красной Армии в 1924 г. как бывший офицер царской армии, переехал в Могилёв. Инструктор воздушного флота, токарь по металлу завода «Возрождение», с 1926 г. председатель колхоза. Лишён избирательных прав с 1927 г. как лётчик армии Колчака. Решением тройки при ПП ОГПУ Белорусского военного округа 21 марта 1930 г. приговорён к 5 годам заключения в конц лагере, но по решению Могилёвского окротдела ОГПУ Белорусской ССР выслан в связи со «сплошной коллективизацией на север на 5 лет». Работал в Архангельске механиком на пароходе «Слон», затем мотористом в Кемском отделении Соловецкой авиации ОГПУ. С 1933 г. – лётчик авиаотряда «Воздухолинии Ухтпечтреста НКВД», первый пилот исполнительной авиации Ненецкого окрисполкома (1935–1937 гг.). После одного из полётов в 1938 г. расстрелян в Архангельской тюрьме НКВД, реабилитирован в 1958 г. Именем В.В. Сущинского названа улица в г. Нарьян-Мар (Ненецкий АО).

2. Николай Мартынович Иеске (? – 15.01.1937). Родился в Латвии. Участвовал в I Мировой войне, в 1915 г. награждён Георгиевским оружием. В апреле 1920 г. бывший инструктор Севастопольской школы, а затем петлюровский лётчик Н.М. Иеске, получив в Италии самолёт СВА, перелетел на нём из Турина в Вену (где связался с венгерскими коммунистами), а оттуда – в Киев в распоряжение советских властей. Путь Вена–Киев (1 050 км) прошёл без посадки за 8 час. 30 мин. Получив секретное задание от правительства УССР, снова вылетел в Вену. В русской авиации с пер вых её лет, видел полёты Нестерова, Уточкина, сам налетал в общей сложности около 900 тыс. км. В 1924–1926 гг. на самолёте фирмы «Юнкерс», получившем название «Сибревком», совершил агитационный рейс практически через всю Сибирь. Умер на полярной станции «Бухта Тихая» (о. Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Северный Ледовитый океан). (http://www.gpavet.narod.ru/ieske.htm)

3. Брянцев Николай Евгеньевич (1890 – 1.08.1938). Родился в г. Тарту (Эстония), работал бортмехаником Восточно-Сибирского управления ГВФ (Иркутск). Расстрелян 1 августа 1938 г., реабилитирован 10 апреля 1956 г. (Книга памяти Иркутской обл.; http://lists.memo.ru/d5/f318.htm)

4. Владимир Константинович Коккинаки (12 [25] июня 1904, Новороссийск – 7 января 1985, Москва) – лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), генерал-майор авиации (1943).

5. Александр Матвеевич Бряндинский (1904, Исаково, ныне Красногорский р-н Московской обл. – 4 октября 1938, погиб в авиакатастрофе) – советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. Похоронен в Комсомольске-на-Амуре.

 

Сноски

1) В 1927 г. «Добролёт» был преобразован в общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству – Осоавиахим, «Сиблёт» – в филиал Осоавиахима в Сибирском крае – «Сибкрайосоавиахим».

2) В Государственном архиве Новосибирской области в фондах советского периода хранится объединённый архивный фонд Р-1186, содержащий 358 ед. хр. документов о Сибирском отделении общества добровольного воздушного флота РСФСР (СибДобролёт) за 1923–1927 гг., Сибирском отделении общества друзей воздушного флота РСФСР (Сиблёт) за 1923–1925 гг. и др. документы, посвящённые обществам содействия обороне, развитию воздушного флота и химическому строительству.

3)  Первый аэродром, построенный фактически на средства, собранные новосибирцами, функционировал вплоть до 1933 г.

4) Самолёт «Юнкерс» (не последней конструкции) был построен в Германии в 1922 г. В Сибири это был первый дюралюминиевый самолёт, предназначавшийся для перевозки пассажиров, почты и грузов. Этот самолёт потреблял мало горючего и мог продержаться в воздухе около семи часов.

5) Этот агитационный рейс описал в газете «Советская Сибирь», под заголовком «Полёт в Ордынское» (1924. 23 февраля) репортёр А. Кручина. Героем репортажа стал лётчик В.В. Сущинский.

6) Ныне г. Юрга Кемеровской области.

7) В Новониколаевске с октября 1924 г. по январь 1925-го число членов ОДВФ увеличилось с 10 293 человек до 11 630, количество ячеек – со 123 до 145.

8) Существует хроникально-документальный фильм «Сталинские соколы», посвящённый параду авиации, проходившему 18 августа 1938 года на аэродроме в Тушино (г. Москва).

 

ИСТОЧНИКИ

«Крылатый» секрет Новониколаевска; Сибирские крылья // Новониколаевск-Новосибирск: одна судьба на двоих / А. Кретинин. – Новосибирск : Совет. Сибирь, 2010. – С. 305– 310 : ил.

Гражданский воздушный флот Сибири / под гот. М.Д. Талалова // История промышленности Новосибирска. – Новосибирск, 2005. – Т. 4. – С. 441–498 : ил.

Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил., [3] л. карт. – Из содерж.: Аэродром. – С. 54; Аэроклуб Новосибирский / Р.И. Дворянчи кова. – С. 54; Аэроплан над Новониколаевском / Г. Осокин. – С. 55; Аэропорт городской / Г.А. Сарафанкин. – С. 55–56; РОСТО, Новосибирский

областной совет / С.Н. Воронов. – С. 745.

Самарин И.В. 80 лет со времени создания Сибирского отделения Общества Друзей Воздушного Флота («Сиблёт»; 1923) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2003 год. – Новосибирск, 2003. – С. 47–48.

Завьялова Л. «Построим Воздушный флот!» // Вечер. Новосибирск. – 1998. –

21 апр. – С. 4.

Авиация Сибири : очерки истории Воен.-Воздуш. Сил Сиб. воен. окр. / под общ. ред. Б.В. Прожоги. – Новосибирск : АВИОН, 1997. – 144 с.

Детище Октября // От Авро до Ту / В.В. Мехед. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – С. 10–20.

Коккинаки В. Курс на Восток / В. Коккинаки ; лит. обраб. Л. Бронтмана. – М. : Воениздат, 1939. – 96 с. : ил.

Помни о воздушном флоте : [подборка материалов] // Совет. Сибирь. – 1923. – 7 апр. – С. 1 : ил.

Ладыгин И.В. Новониколаевск в военном мундире, 1904–1920 гг. / И.В. Ладыгин, А.Ю. Замира [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.

Добавить комментарий