Вы здесь

Строительство. Тоннель, связующий центр Ново-Николаевска с берегом Оби

Годом основания Ново-Николаевска принято считать 1893, когда впервые на берегах Оби появились строители железнодорожного моста. С этого времени начинается бурное развитие молодого поселения, которое в 1903 году было возведено в степень безуездного города с упрощённым городским управлением, а спустя шесть лет стало полноправным городом.

 

Рождённый в результате строительства железной дороги город в итоге оказался этой дорогой и отрезанным от реки, что существенно усложнило сообщение прибрежной части с центром Ново-Николаевска. Случившийся в 1909 году грандиозный пожар, когда без крова осталось 8 тысяч человек, ещё раз показал остро стоявшую проблему с водоснабжением. В 1913 году для связи города с прибрежной частью был построен тоннель-путепровод. Рас- положился он на территории будущего Железнодорожного района Новосибирска (улица Движенцев, 1; ранее – Владимировский спуск). Путепровод, сооружённый из монолитных рамных железобетонных конструкций, соединил прибрежную часть города с его центром и длительное время служил наиболее надёжным транспортным путём от пристани, переселенческого пункта и Фабричной улицы к другим районам города. Строительство осуществлялось под руководством инженеров С.М. Богашова, Б.П. Храповицкого и В.И. Петкова по проекту и силами фирмы «У. Любинский и Э. Векер».

 

Тоннель – характерный тип арочно-сводчатого инженерного сооружения. Арка обрамлена стилизацией архивольта. На замковом камне размещена дата постройки тоннеля. На фронтоне – декоративные элементы в виде профилированных колец. Въезды акцентированы стилизованными пилонами. Над карнизом – тумбы с геометрическим орнаментом, между которыми выполнено ограждение. Ограждение металлическое решётчатое с кирпичными столбиками. На портальной стене находится мемориальная доска, которая представляет самостоятельную ценность, поскольку установлена во время сооружения самого тоннеля в 1913 году. Фундаменты бутовые ленточные. Стены кирпичные. Несущие элементы конструкции – монолитные железобетонные рамы.

 

И.Г. Минов

 

ИСТОЧНИКИ

 

Тоннель, сооружённый при строительстве Транссибирской магистрали // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области : ката- лог. – Новосибирск, 2011. – Кн. 1 : город Новосибирск. – С. 39 : ил.

Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства, 1893–1945 гг. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. – 133, [2] с., [24] л. ил. – Библиогр.: с. 133–134. См. с. 29.

Добавить комментарий