Вы здесь

Будагов Григорий Моисеевич

Годы жизни: 2 Январь 1852г. - Декабрь 1921г.

Инженер-путеец

 

В России вряд ли найдется много городов, в истории возникновения и развития которых очень значимую роль сыграли инженеры Министерства путей сообщения. Наш город в полной мере может претендовать на одно из первых мест. Многим новосибирцам прекрасно известно имя Н.К. Гарина-Михайловского, выбравшего более перспективное место для строительства железнодорожного моста через реку Обь, Н.А. Белелюбского – специалиста, разработавшего проект моста через Обь, В.И. Роецкого – начальника изыскательского отряда, который вел поисковую работу места строительства железнодорожного моста, инженера Н.М. Тихомирова, руководившего сооружением участка железной дороги Каргат – Кривощёково, инженера Г.М. Будагова, руководившего строительством Алтайской железной дороги, которая соединила Новониколаевск с югом Западной Сибири.

 

Григорий Моисеевич Будагов занимает в этой плеяде специалистов вполне достойное место. Будущий инженер, участник строительства ряда крупных российских железных дорог родился в январе 1852 г. в семье служащих. После успешного завершения учебы в гимназии, которую он окончил с серебряной медалью, Г.М. Будагов продолжил обучение в Институте инженеров путей сообщения. А в 1874 г. после окончания института он получил назначение в Министерство путей сообщения.

 

При строительстве Оренбургской железной дороги Григорий Моисеевич участвует в сооружении железнодорожного моста через Волгу, занимая должность помощника инженера. Успешно трудится на строительстве Екатерининской железной дороги и Екатеринославского железнодорожного моста через Днепр, за что был награжден орденом Св. Владимира IV степени. Затем участвует в сооружении Самаро-Златоустовской железной дороги. Вскоре после начала строительства Транссибирской железной дороги его направляют в Западную Сибирь. Как отмечается в издании «Новониколаевск-Новосибирск. События. Люди», вышедшем к столетнему юбилею Новосибирска в 1993 г., «…при возведении моста через Обь он фактически выполнял обязанности главного инженера стройки, в его подчинении на сооружении железнодорожного моста трудилось около 400 рабочих и служащих. С июля 1895 года в течение четырех лет Г.М. Будагов работал сначала младшим, затем старшим помощником и заместителем начальника строительства Среднесибирского участка железной дороги». Среднесибирский участок строительства Транссибирской магистрали охватывал весьма значительную территорию – от Оби до Енисея. В 1897 г. за успехи в сооружении Транссибирской железной дороги был награжден орденом Св. Анны II степени.

 

Но жители поселка знали Григория Моисеевича Будагова не только как человека, который отвечал за строительство железной дороги в районе реки Обь, запомнился он и тем, что был организатором первой школы в поселке, это событие произошло осенью 1893 г. Школа, которая была создана по инициативе и на средства Г.М. Будагова, была бесплатной для детей строителей железнодорожного моста. Школа состояла из одного класса с тремя отделениями, обучалось около 80 учащихся. Располагалась будаговская школа, так ее в дальнейшем будут называть сами жители поселка, у устья речки Каменки, где под школу был выделен отдельный барак. Григорий Моисеевич пригласил и первых учителей для работы в школе: А.Е. Турбина и А.И. Посельскую. В 1896/1897 учебном году в школе обучалось уже больше сотни учеников – мальчиков и девочек. Школа имела свою небольшую библиотеку и в воскресные дни работала как читальня для взрослых читателей. Авторы книги «Новосибирск в историческом прошлом» отмечают, что «…на воскресные чтения, сопровождаемые демонстрацией «туманных картинок», то есть диапозитивов, собиралось немало слушателей и зрителей. При школе работал драматический кружок, «народный театр», как его называли строители. К выбору репертуара относились серьезно, играли пьесы Островского, Гоголя и даже ставили оперы. Все необходимое делали сами: женщины готовили костюмы, инженеры и техники писали декорации. Любителей театра в поселке оказалось немало, зрители шли на спектакли как на праздник. Большой популярностью пользовался и самодеятельный хор, организованный при школе учителями…».

 

Лишь в 1897 г. школа была переведена на баланс Алтайского горного округа. Таким образом, первые годы своего существования школа в поселке рабочих, занятых на сооружении железнодорожного моста через р. Обь, существовала за счет личных средств инженера Г.М. Будагова.

 

После завершения строительства Средне-Cибирского участка Будагова переводят в Общество Московско-Казанской железной дороги на должность главного инженера.

 

В 1911 г. он вновь оказывается на строительстве железных дорог в Западной Сибири, где ему предлагают возглавить строительство Алтайской железной дороги.

 

Эта дорога должна была стать очень важным дополнением к уже построенной Сибирской. Вопрос о необходимости сооружения этой железной дороги неоднократно поднимался и обсуждался в периодической печати, в общественных кругах, в правительственных сферах, начиная со второй половины XIX века. Но к реализации этих планов удалось приступить лишь после завершения сооружения Транссиба. Сомнений в необходимости строительства железной дороги в южные районы Западной Сибири уже не было, но зато была неясность в вопросе, в каком месте к Транссибирской железной дороге Алтайская ж. д. должна выйти. Назывались самые разные пункты выхода, станции: Юрга, Болотная, Тайга, Новониколаевск, Барабинск (тогда станция Каинск) и др. И конечно же, за каждым из предлагаемых вариантов стояли интересы вполне определенных финансовых, экономических и политических структур. Как свидетельствуют документы, особую активность в этом вопросе проявляли представители губернского города Томска, который оказался вне Транссибирской железной дороги (существующая тупиковая ветка от станции Тайга до Томска была слишком слабым утешением для амбиций томичей. – В.Б.), и теперь Томск жаждал получить прямой выход железной дороги на Алтай. Общественность Новониколаевска в лице Городской Думы решила отстаивать свой вариант маршрута Алтайской железной дороги с выходом на Новониколаевск. Несколько лет велись споры о маршруте будущей железной дороги, и новониколаевский вариант маршрута, после жарких споров и дискуссий, которые велись на разных уровнях, все же удалось отстоять. Весной 1911 г. Совет Министров принимает решение о сооружении новых железных дорог в Сибири силами не государственных организаций и структур. Летом 1913 г. началось строительство Алтайской железной дороги, сооружение которой шло довольно быстрыми темпами, даже в условиях начавшейся через год Первой мировой войны. Осенью 1915 г. Алтайская железная дорога была построена. Несомненно, что в столь быстром и успешном завершении сооружения Алтайской железной дороги большую роль сыграла яркая и энергичная личность – инженер Григорий Моисеевич Будагов.

 

Алтайская железная дорога дала мощный толчок к дальнейшему динамичному развитию нашего города. Григорий Моисеевич уезжает в европейскую часть страны. Перед своим отъездом он обращается с письмом к городскому управлению Новониколаевска. Текст этого письма был опубликован в одном из ноябрьских номеров за 1915 г. газеты «Алтайское дело» (эта газета печаталась в нашем городе. – Б.В.). «Уезжая по окончании постройки Алтайской железной дороги в Петроград и расставаясь с Новониколаевском, считаю долгом своим принести Вам, Городскому управлению и Городской Думе, глубокую признательность за все оказанные мне знаки внимания и за доброе ко мне расположение. Не оставляя надежды, что мне еще придется побывать в Вашем городе, позвольте выразить искренние пожелания его дальнейшего роста и развития во всех отношениях».

 

В дореволюционном Новониколаевске одна из крупных улиц была названа по имени Г.М. Будагова, при Советской власти переименованная в улицу Большевистскую. После революции 1917 года и установления Советской власти Григорий Моисеевич продолжает трудиться в системе Народного комиссариата путей сообщения, он входит в состав Инженерного совета и Технического комитета НКПС. Участвовал в разработке перспективного плана железнодорожного строительства в стране в 1920-х гг. Умер Г.М. Будагов в декабре 1921 г. в Петрограде, где и был похоронен.

 

В.И. Баяндин

 

ИСТОЧНИКИ

 

Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил., [3] л. карт. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Алтайская железная дорога / Л.Н. Воробцова. – С. 20–21; Будагов Григорий Моисеевич / Т.Н. Козлова. – С. 124–125; Школа Будагова Г.М. / В.А. Орлова. – С. 976.

Цыплаков И.Ф. Корона сибирской столицы : хроника ист. центра г. Новосибирска / И.Ф. Цыплаков. – Новосибирск : Сиб. горница, 2003. – 364 с. См. с. 6, 43.

Новониколаевск-Новосибирск. События. Люди, 1893–1993. – Новосибирск : Наука, 1993. – 471 с., [40] л. ил. – Загл. пер.: Новосибирск, 100 лет. События. Люди. Биографическая справка о Будагове на с. 22–23.

Горюшкин Л.М. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX – нач. XX в.) / Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1978. – 293, [2] с. : ил., портр., табл., [8] л. ил. – Лит. и арх. источники в подстроч. примеч. См. с. 36, 41–42, 155, 165.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Горшенин А. Главный строитель Обского моста // Созвездие земляков : знаменитые мужи Новосибирска. – Новосибирск, 2008. – С. 26– 27 : ил., портр.

Бочанова Г.А. Григорий Моисеевич Будагов (1852–1921 гг.) : (к 155-летию со дня рождения) // Личность в истории Сибири XVIII– XX веков. – Новосибирск, 2007. – С. 180–188.

Строители Транссиба // Магистраль : начальники желез. дорог Зап. Сибири, 1896–2006. – Новосибирск, 2006. – С. 25–45 : ил., портр., карта. См. с. 39–40.

Косарева И.З. Мост в будущее // Созидатели : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. – Новосибирск, 2003. – Т. 1. – С. 44–49 : портр.

Будагов Григорий Моисеевич : [буклет]. – Новосибирск : Сибвнешторгиздат, 2000. – 15 с. : ил., портр.

Добавить комментарий