Вы здесь

Образование. Всеобщее начальное обучение в Новониколаевске

…Начало XX века. На карте России утвердился и с каждым годом все отчетливее проявляется новый город – Ново-Николаевск. По данным полицейского управления на 1 января 1912 года в городе проживает 63 552 человека: 32 560 мужчин и 30 992 женщины. В сентябре 1893 года на средства инженера Г.М. Будагова открыта первая школа, в которой обучалось 80 детей. К 1896/97 учебному году численность учащихся увеличилась до 150 человек. К 1904 году в Ново-Николаевске действовали: женская гимназия (100 учащихся), железнодорожная мужская школа (428 учащихся), женская школа (87 учащихся), двухклассная сельская мужская школа (182 учащихся), одноклассная сельская женская школа (63 ученицы), церковно-приходская школа (90 учащихся) и частная смешанная школа. К 1908 году в Ново-Николаевске насчитывалось до десятка начальных школ, с большим трудом охватывающих обучением три четверти детей школьного возраста.

 

С каждым годом Ново-Николаевск набирал силу. 1 января 1909 года им получены права в объеме полного Городового Положения. Это означало вступление города в новую фазу развития. Избирается Городская Дума и ее исполнительный орган – Городская Управа, которые занимаются вопросами благоустройства, образования, здравоохранения, городской торговлей и т. д.

 

Первым в стране город разработал и осуществил программу строительства начальных школ за счет средств городского бюджета. В 1910 году городское управление смогло собрать некоторые средства для осуществления школьного строительства. 24 мая 1910 года власти заключили с А.Д. Крячковым договор на проектирование и массовое строительство новых образовательных учреждений. В 1912 году в Новониколаевске появилось 12 красивых типовых кирпичных зданий начальных училищ: четыре в Вокзальной (Железнодорожной) части; пять в Центральной, три в Закаменской. Уже в 1911 году начали работу 8 из них. Остальные 4 школы были сданы в 1912 году. Несмотря на отсутствие общегородского водопровода и канализации для школ завезли из Варшавы необходимое сантехническое оборудование и электрифицировали их. Школы получили отличные условия для работы. Такого значительного строительства и открытия школ в то время не знал ни один город Сибири. Появление «крячковских» школ позволило Городской Управе пойти на беспрецедентный шаг – начать работу по введению в городе всеобщего начального обучения (далее везде – курсив от составителей).

 

Сегодня поражаешься, с какой настойчивостью городские Дума и Управа решали вопросы, связанные с просвещением народа. Открываем сборник документов, посвященный деятельности Новониколаевской Городской Думы на с. 73: «9 сентября 1909 года. Об открытии в городе новых начальных училищ в начале текущего учебного года. […] Городской думе доложено: Ново-Николаевская городская управа с 10-го по 16-е августа сего года в помещении Управы произвела запись детей школьного возраста обоего пола от 8-ми до 12-ти летнего возраста, предварительно широко оповестив об этом жителей города как через местную газету, так и путем расклейки и раздачи объявлений. Запись эта […] дала следующие данные: в Центральной части города записалось мальчиков и девочек школьного возраста 612, в Вокзальной – 355, и в Закаменской – 174, всего 1 141 человек, между тем как, по полученным сведениям от гг. заведующих школами, прием возможен в следующем количестве: в Центральной части 179 учеников, в Вокзальной – 58 и в Закаменской – 127, всего 364 человека. Таким образом, 777 детей остаются вне школы […] не могло поступить в школы 957 человек. Необходимо безотлагательно […] открыть новые училища, но город не в силах разрешить эту трудную и неотложную задачу исключительно своими силами, так как на нужды народного образования расходует значительную часть своего бюджета. Так, в текущем году на содержание одних только начальных школ ассигновано городом 36 687 руб., что составляет более 15 % всего городского расхода. […] В 1908 году город Ново-Николаевск дополнительно ассигновал на начальные школы еще тысячу ру блей, а всего – 23 970 рублей. Таким образом, город Ново-Николаевск из своих средств еще в 1908 году израсходовал на содержание начальных школ более, чем все остальные 7 городов Томской губернии» (к тексту приводится сравнительная таблица по городам).

 

18 сентября 1909 года в Журнале Ново-Николаевской Городской Думы появляется отчет о «Рассмотрении инструкции для городской исполнительной училищной комиссии и избрание в ее состав гласных Городской Думы». Комиссия в своем отчете приводит ряд вопросов, которые были рассмотрены ею в течение года: «об открытии технического и сельскохозяйственного училища; о бесплатном обучении в городских начальных школах; […] о всеобщем обучении в Ново-Николаевске […] Широкая школьная сеть ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – вот неотложнейшая задача городского хозяйства; эта задача требует для своего осуществления громадного притока общественных сил […]».

 

Нельзя сказать, что с открытием новых 12 школ, реального училища в городе была решена проблема школьного образования всех детей. Две пятых населения не имели даже начального образования, но настойчивость в решении этой сложной проблемы вызывала восхищение со стороны жителей других городов. Государственный архив Новосибирской области располагает фондом Новониколаевской Городской Управы, 1895–1919 гг. (Ф. Д–97, 415 ед. хр., Оп. 1), в котором «от- ложились фотокопии документов по истории г. Новониколаевска за 1895–1912 гг., присланные из Томского госархива […] Протоколы, докладные записки, переписка о введении всеобщего начального образования в Новониколаевске (1911–1917 гг.). Ведомости, счета, переписка о строительстве и благоустройстве школ […] Ведомости на выдачу заработной платы сотрудникам городской управы (1916– 1918 гг.), школьным учителям (1919 г.). Протоколы, справки, переписка о развитии народного образования, здравоохранения, пожарного дела в Новониколаевске (1895–1912 гг.) […]».

 

Вернемся к сборнику документов Новониколаевской Городской Думы. В нем на с. 107–111 приводится следующий документ: «17 января 1912 года. Рассмотрение плана введения всеобщего обучения в городе». На заседании был выслушан отчет Городской Управы, в котором детально просчитывалось количество детей, подлежащих обучению («Таким образом, должно быть обеспечено школами 3 776 детей обоего пола […] остается вне школы до 900 детей […]»), количество школ (в 1912–1914 гг. « […] 18 комплектов, до 50 человек каждый, будет осуществлено всеобщее обучение, и дети не будут оставаться перед закрытыми дверями школы […]»), необходимых для этого, и финансов – как местных, так и государственных. В этом же документе говорится: «Городская Управа […] имела удовольствие видеть, что Городская Дума своими предыдущими постановлениями по народному образованию стремилась осуществить всеобщность обучения – ни одного неграмотного […]»

 

24 января 1912 года как «в [есьма] нуж- ное и оч [ень] спешное» в столицу губернии отправляются «Сведения о введении всеобщего начального обучения в г. Ново-Николаевске, представленные Гор. Управой Инспектору народных училищ Томской губернии» с приложениями: «1) Школьная сеть г. Ново-Николаевска, Томской губернии, и Финансовый план введения всеобщего начального обучения в городе с объяснительною запискою; 2) Копия журнала Ново-Николаевской Городской Думы, от 17-го января 1912 года, за № 14, и 3) Смета доходов и расходов г. Ново-Николаевска на 1911 год» (Указ. сб.; с. 111–112).

 

Сборник документов, с. 217–220: «Докладная записка С. Дунина-Марцинкевича в Новониколаевскую Городскую Управу о положении городских ходатайств. 12 января 1912 г.» В ней пунктом 4 «Всеобщее обучение» представитель отчитывается: «…это дело стоит хорошо и торопите отзыв Губернатора, чтобы не могло получиться задержки…» (с. 219).

 

2 апреля 1912 года Дума собирается на заседание с повесткой дня: «Заслушание доклада состоящего на службе города инженера-путейца С.Ф. Дунина-Марцинкевича о положении городских ходатайств […] Городской Думе доложено: состоящим на службе города инженером-путейцем С.Ф. Дуниным-Марцинкевичем о положении ходатайств, возбужденных городом и находящихся в настоящее время на разрешении Центральных Правительственных установлений: […] 9) Ходатайство о введении всеобщего начального обучения в городе получило благоприятное разрешение, и план, выработанный городом, утвержден полностью […]» (с. 222).

 

Далее на с. 226–227 сборника приводится «Обязательство Новониколаевской Городской Управы [мая 29 дня 1912 г.]», в котором в шести пунктах Управа планирует меры по введению в городе всеобщего бесплатного начального образования: «1) В течение трех лет, начиная с 1912/1913 учебного года, Ново-Николаевское Городское Общественное Управление обязуется ежегодно открывать по шести новых комплектов 6 трехкомплектных городских начальных училищ […] 3) Со- гласно п. 6 Закона 3 мая 1908 года, во всех училищах, содержимых на средства города, установить бесплатное обучение, т. е. ни с кого из учащихся не взимать платы за учение 4) Не уменьшать в последующие годы размера городских ассигнований, назначенных на со- держание начальных училищ […]».

 

20 января 1914 г. на заседании гордумы обсуждался вопрос «Об открытии в городе Ново-Николаевске мужского и женского ремесленных училищ» (Указ. сб., с. 171–173), в котором говорится: «С каждым новым годом число детей, оканчивающих низшие школы, растет. Так, из данных г. Инспектора училищ 1 района, доставленных Городской управе 20 января минувшего года, видно, что в приходских училищах города, за исключением двухклассных, ежегодно оканчивало курс:

В 1908 году

3 мальчика

21 девочка

1909

12

25

1910

52

57

1911

68

71

1912

109

148

 

А всего за пять лет только одноклассные низшие школы города выпустили 566 учащихся. Окончивших курс во всех начальных училищах города, по сообщению г. Инспектора 7 района от 14 января с. г., в 1911–1912 уч. году было 219, а в 1912–1913 – 247. В следующем пятилетии, при тех нормальных условиях постановки школьного дела, которых достиг город только с введением всеобщего обучения, когда на средства казны и города сооружено 12 вместительных, прекрасно оборудованных школьных зданий, число ежегодно оканчивающих низшие школы будет расти, в соответствии с развитием школьного дела в городе вообще. Это видно хотя бы из того, что вслед за постройкою 12-ти школьных зданий в 1911– 12 годах перед Городским Управлением уже в текущем году встал вопрос о сооружении новых школьных зданий для 16-ти комплектов, т. е. еще для 800 учащихся, т. к. построенные здания в 1913 году не вместили всех желающих обучаться в школах, и учеников 3 комплектов Центральной части города пришлось поместить в наемном помещении […] Подавляющее большинство окончивших низшие школы города не в состоянии продолжать своего образования, вступая в жизнь с элементарными знаниями, без той школьной подготовки, которая дала бы им возможность быть полезными, сведущими работниками в разных отраслях общественно-трудового уклада города и края…» и далее в документе излагаются аргументы в обоснование расширения сети «средне-учебных заведений».

 

Вопросы введения в городе всеобщего начального обучения обсуждались также и на других заседаниях Гордумы.

 

Новониколаевск – город по-своему уникальный во всех отношениях, и в вопросах образования уже на начальном этапе своего развития был, наряду с Ярославлем, в числе активных сторонников введения всеобщего обучения в городе.

 

В 1913 году в городе имелось 36 начальных школ, в которых обучалось около 3 тысяч учащихся у 64 учителей, Реальное училище, мужская гимназия, 2 женских гимназии и учительская семинария. Наряду с ростом общеобразовательных школ начинают возникать воскресные школы для взрослого населения, где не только обучали грамоте, но и проводили беседы на разные темы, в том числе и политические. В 1913 году таких школ было 3…

 

Таким образом, говорить о начале работы по введению всеобщего начального обучения в Новониколаевске вполне закономерно. Другое дело, что реализовать эти благие побуждения не удалось вплоть до конца 1920-х годов.

Подготовила А.Н. Юмина

 

ЛИТЕРАТУРА

Федоскина Д.В. Новониколаевск в системе образования Западной Сибири [1893–1917] // Первые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра» : материалы регион. науч. конф., Новосибирск, 21 дек. 2008 г. – Новосибирск, 2009. – С. 366–369.

Всеобщее среднее [1893–2003] // История горо- да. Новониколаевск-Новосибирск : ист. очерки. – Новосибирск, 2005. – Т. 1. – С. 409–448 : ил., портр.

Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области : каталог. Кн. 1 : г. Новосибирск : (памятники, состоящие на гос. охране). – 2-е изд., пере- раб. – Новосибирск, 2003. – 246 с. : ил., схе- мы. – Из содерж.: Реальное училище им. Дома Романовых. – С. 67–68; Школа. – С. 124; Школа : [ныне Новосиб. муницип. общеобразоват. сред. шк. № 3 им. Б. Богаткова]. – С. 143; Школа. – С. 162; Школа. – С. 166–167; Школа : [ныне Новосиб. вечер. сред. общеобразоват. шк. № 6]. – С. 177; Школа. – С. 226. О зданиях – памятниках архитектуры, построенных в 1912 г. по проектам А.Д. Крячкова.

Наумова Н. Колыбель научного центра // Сиб. столица. – 2002. – № 9. – С. 48–51 : ил. Из истории народного образования в Новониколаевске-Новосибирске (1893–1930-е гг.), статья к 90-летию начала осуществления планов по введению в городе все- общего начального образования.

Левченко Н. Первые школы города [1893– 1916] // Совет. Сибирь. – 2000. – 1 апр. – С. 4 : ил.

Орлова В.А. Из истории развития школьного образования в Новониколаевске [1893–1913] // Страницы истории Новосибирской области : люди, события, культура : I обл. науч.-практ. конф. краеведов : тез. докл. и сообщ. – М., 1995. – Ч. 1. – С. 168–171.

Баландин С.Н. Сибирский архитектор / С.Н. Баландин. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1991. – 159, [1] с., [17] л. ил., портр. – (Земляки). – В надзаг.: А.Д. Крячков. На с. 51–56 – об истории школьного строительства в Новониколаевске в 1910–1912 гг.; о школах, построенных по проектам А.Д. Крячкова.

Бочанова Г.А. Школьный вопрос [1901–1913] // Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX – нач. XX в.) / Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев. – Новосибирск, 1978. – С. 152–164. – Лит. и арх. источники в подстроч. примеч.

Добавить комментарий