Вы здесь

Титкова Элеонора Ивановна

Годы жизни: 9 Март 1937г. - 27 Декабря 2016г.

Главный режиссер Новосибирского театра музыкальной комедии

 

Элеонора Ивановна Титкова принадлежит к известному в городе «клану Титковых». Папа и дядя – именитые художники, мама служила завлитом Новосибирского оперного театра, сестра Рита – артистка хора оперного театра, двоюродная сестра Ольга – солистка Новосибирского театра музыкальной комедии. Именно она привезла в город первую за историю этого театра «Золотую маску», которых сегодня в арсенале театра уже восемь.

 

О том, что жизнь ее непременно будет связана с театром, Элеонора Ивановна знала с самого раннего детства. Занималась одновременно в четырех драмкружках – в Доме художественного воспитания детей, Доме работников искусств и двух школьных, училась в музыкальной школе по классу фортепиано. В общеобразовательной школе к творческому азарту девочки тоже относились с пониманием, разрешая в рабочем порядке исправлять «двойки». Первый свой спектакль поставила лет в 11 в пионерском лагере. Это был «Терем-теремок». После школы бредила театральным – «если быть, то только актрисой».

 

Однако на пути к заветной мечте у нее было еще одно очень существенное препятствие – французское «р». Элеонора Ивановна отлично понимала, что на сцену с таким произношением, к сожалению, не пробиться. Поэтому она поступила в музыкальное училище, потом работала в музыкальной школе, в училище и… сдала-таки экзамены в театральное – на отделение музыкальной комедии, осуществила то, к чему так рвалась.

 

Она поступила на курс «Актер музыкального театра». На третьем курсе студентка Элеонора Титкова заменила на некоторое время руководителя курса Романа Короха, закончив за него постановку студенческого спектакля «Соломенная шляпка». Эту постановку увидел ректор ГИТИСа Матвей Горбунов, при- ехавший на госэкзамены, и рекомендовал ей поступать к ним в институт.

 

В том году набирал курс Борис Покровский. Когда легендарный режиссер Большого театра увидел в числе абитуриентов, мечтающих поступить в ГИТИС на курс «Режиссер музыкального театра», миловидную девушку, он очень удивился, даже пошутил: мол, дверью красавица ошиблась, ей, наверное, «в актрисы». Но девушка, у которой в кармане уже лежал обратный билет на поезд «Москва – Новосибирск», так уверенно продемонстрировала приемной комиссии все свои таланты, что набирающий курс Борис Покровский по окончании конкурсных просмотров воскликнул: «Если я первый раз в жизни возьму к себе на курс женщину – это будет что-то!» И ведь взял, причем ни разу за пять лет не пожалел о своем решении…

 

Элеонора Ивановна признается, что годы учебы в мастерской Бориса Покровского навсегда остались самыми яркими страницами в ее творческой жизни. Борис Александрович был строгим и очень «острым на язык» педагогом, но студенты его обожали. Однажды в институт приехали гости из Швеции, чтобы посмотреть студенческие работы. Они единогласно «положили глаз» на студентку Титкову и заявили Покровскому: «Вот эту девушку мы возьмем». На что Борис Александрович ответил исчерпывающе: «Не морочьте ей голову! Из нее получится отличный режиссер, а актрис и без Титковой хватает!»

 

Учась на четвертом курсе, Элеонора Ивановна поставила на новосибирской сцене детский спектакль – «Робин Гуд». Потом была постановка оперы «Риголетто» в Чебоксарах. А после дипломного «Обручения в монастыре» в Казанском оперном ее сразу пригласили туда главным режиссером, но она осталась в Новосибирске, рядом с мужем. Свободных мест ни в опере, ни в оперетте на тот момент не было, и она приняла приглашение Алана Жоленца (в свое время главного дирижера НГАТОиБ) работать режиссером дипломных спектаклей в оперной студии при консерватории, о чем она потом никогда не жалела. Творческая группа на кафедре подобралась «звездная»: Арнольд Кац, Юлиан Факторович. Творческий процесс «бил ключом», но Элеонора Ивановна мечтала о работе в театре.

 

В качестве приглашенного режиссера она поставила на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии спектакль «Тетка Чарлея», а в 1982 г. пришла в театр в качестве главного режиссера. В 1980-е гг. на сцене театра музыкальной комедии под ее руководством были поставлены оперетты «Голландочка» и «Марица» Кальмана, «Мадам Фавар» Оффенбаха, «Роз-Мари» Фримля и Стотгарта, музыкальные комедии «Страсти святого Микаэля» и «Неотразимый Сапрыкин» Самойлова, «Свадьба в Малиновке» Александрова. В 1990-е гг. Элеонора Титкова поставила оперетту «Мистер Икс» Кальмана, музыкальную комедию «Тетка Чарлея» Фельцмана, мюзикл «Свадьба Кречинского» Колкера, музыкальную комедию «Женитьба Бальзаминова» Кулыгина, «Дамы и гусары» Солина.

 

Многие спектакли, поставленные Элеонорой Титковой, были высоко оценены зрителями и критиками и оставались в репертуаре театра на протяжении десятилетий, что подтверждает мастерство и талант режиссера. Кстати, оперетту Марка Самойлова «Неотразимый Сапрыкин» в постановке Титковой не хотели утверждать на художественном совете, потому что в ней содержался «наезд» на чиновников. Но благодаря красноречию режиссера и поддержке коллег спектакль все-таки был поставлен.

 

В 1976–1977 гг. в рамках культурного сотрудничества с Музыкальной академией им. Л. Яначека в городе Брно (Чехословакия) Элеонора Ивановна вела курс музыкальной режиссуры и поставила оперу Мейтуса «Молодая гвардия», получившую приз театрального фестиваля имени М. Кудериковой. В 1993 г. в театре «Сакаисити опера» города Сакаи (Япония) ею была поставлена опера Верди «Травиата» с международным составом исполнителей, а в 1996 – опера Моцарта «Свадьба Фигаро» в университете города Эймса (штат Айова, США).

 

С 2002 г. Элеонора Ивановна вновь приняла на себя обязанности главного режиссера Новосибирского театра музыкальной комедии. Говорят, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку, но директор и художественный руководитель театра Леонид Кипнис сказал Элеоноре Ивановне: «Возвращайтесь, ведь правила существуют, чтобы их нарушать». Первой после возвращения на этот пост постановкой стала оперетта И. Штрауса «Цыганский барон», а затем последовали оперетта Легара «Веселая вдова», мюзикл Плешака «Инкогнито из Петербурга», шедевры Кальмана «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Баядера», концертные программы театра. Оперетта «Сильва» в 2008 г. стала участником Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в пяти номинациях.

 

Долгие годы Элеонора Ивановна возглавляет кафедру музыкального театра Новосибирской государственной консерватории. Ее класс оперной подготовки закончили более ста человек, среди которых выдающиеся артисты музыкального театра: В. Цыдыпова и В. Галузин (солисты Мариинского театра), Н. Калинина (работала солисткой Ленинградского театра музкомедии, сегодня живет за рубежом), Т. Сидоренко (солистка Петро- заводского театра музкомедии), В. Алешков (солист Камерного театра Санкт-Петербурга), В. Горшков, И. Борисов (НГТОиБ), народный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» А. Выскрибенцев, заслуженный артист России В. Вальвачёв, заслуженная артистка России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» В. Гришуленко (солисты Новосибирского театра) и многие другие.

 

Оперная студия консерватории подтвердила высокий профессионализм на международном уровне. В 1993 и 1996 гг. оперы «Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского, «Дуэнья» Прокофьева были высоко оценены зрителями и театральной общественностью Гейдельберга и Мангейма (Германия). А в 1997 г. в рамках немецко-российского фестиваля «Фауст-проект» Элеонора Титкова поставила оперу Гуно «Фауст».

 

В своих занятиях со студентами консерватории Элеонора Ивановна не устает искать новые творческие формы, стимулирующие развитие их профессионализма и повышение интереса к будущей профессии. В 2010 г., к юбилею Великой Победы, под руководством Элеоноры Ивановны был реализован совместный проект Новосибирского театра музыкальной комедии и Новосибирской консерватории – постановка драмы Г. Портнова «В начале мая».

 

Последний спектакль Элеоноры Ивановны – музыкальная драма «А зори здесь тихие…», созданный новосибирскими авторами Андреем и Ноной Кротовыми по мотивам знаменитой повести Бориса Васильева, занял особое место в ее жизни.

 

Элеонора Ивановна вместе с авторами прошла весь путь создания этого произведения – от зарождения самой идеи постановки, пропуская через себя жизнь и судьбу каждой из героических девчонок, – до финальных аккордов премьеры, слез на глазах зрителей, аплодирующего стоя зала. Эта работа Элеоноры Ивановны по праву заняла свое место в «Золотой книге культуры Новосибирской области». Элеонора Ивановна признается: она счастливый человек, потому что всю жизнь занимается любимым делом. Кстати, сейчас она нисколько не сожалеет, что в свое время не стала актрисой, говорит, что на репетициях все равно приходится играть каждую роль.

 

Т.Ф. Ильина

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Шумилова А. Режиссер должен уметь лавировать : [к 70-летию Э.И. Титковой] // Вечер. Новосибирск. – 2007. – 10 марта. – С. 13 : ил. Титкова Элеонора Ивановна // Новосибирская консерватория. 50 лет. – Новосибирск, 2006. – Т. 2 : Энциклопедический словарь. – С. 259 : портр.

Задворнова А. Лирическая героиня в обра- зе режиссера // Вечер. Новосибирск. – 2005. – 22 июня. – С. 11 : портр.

Файн Я.Н. Новосибирский государственный театр музыкальной комедии // Музыкаль- ная культура Новосибирска. – Новосибирск, 2005. – С. 280–306. На с. 294–300, 304, 306 имеются сведения о работе Э.И. Титковой.

Коньякова Т. Элеонора Титкова: Оперетта – один из жанров искусства, который оставил себе право настоящей любви и чудесных чело- веческих отношений // Вечер. Новосибирск. – 2003. – 28 янв. – С. 9 : портр. По материалам беседы с Э.И. Титковой.

Пыльнева Л.Л. Титкова Элеонора Иванов- на // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 871 : портр.

Добавить комментарий