Вы здесь

Ащепков Юрий Евгеньевич

Дата рождения: 18 Июня 1942г.

Композитор.

 

Жизнь и творчество российского композитора Юрия Евгеньевича Ащепкова неразрывно связана с Новосибирском. Здесь он получил начальное и среднее музыкальное образование, здесь в 1969 году был принят в Сибирскую организацию Союза композиторов России, с 1969 по 1991 г. преподавал в Новосибирской консерватории. Вот уже половину столетия его музыка звучит в концертных залах города: в филармонических залах, в консерватории, музыкальном колледже им. А. Мурова, просветительских центрах, клубах. Неоднократно исполнялись его сочинения в других российских городах, а также в США, Франции, Канаде.

 

Ровесник Сибирской композиторской организации, Юрий Ащепков родился в Новосибирске 18 июня 1942 г. В формировании его как творческой личности решающее значение имел отец – Евгений Андреевич Ащепков(1). Исследователь архитектуры, он был также живописцем и музыкантом; в 1931 г. окончил Томский музыкальный техникум, где занимался в одно время с будущими крупными деятелями сибирской музыкальной культуры, такими как певица, народная артистка СССР Л. Мясникова и композитор, народный артист России А. Новиков. Оставив из-за болезни руки карьеру скрипача-виртуоза, он продолжал играть в оркестре, много музицировал дома. На его квартире устраивались квартетные собрания, на которых исполнялась музыка Гайдна и Моцарта, вечера бетховенских скрипичных сонат.

 

Юрий Ащепков – воспитанник московской композиторской школы. Его первый педагог Л.С. Агабалян, ученица известного московского композитора и педагога, профессора Н.И. Пейко(2). Направленная по распределению в Новосибирское музыкальное училище, Лидия Семёновна организовала в нем в начале 60-х годов композиторское отделение. По ее рекомендации после досрочного окончания училищного курса в 1963 г. Юрий Ащепков поступил в ГМПИ им. Гнесиных. Годы учебы в Москве, занятия у выдающихся российских специалистов – Н. Пейко (композиция), Г. Литинского (полифония, инструментовка), К. Розеншильда (история музыки), Р. Берберова (анализ музыкальных произведений) – дали основательную профессиональную подготовку. Общение с музыкантами Москвы и Ленинграда продолжалось и в 70–80-е годы во время стажировок в Доме творчества композиторов в Иваново. Профессиональные контакты Ю. Ащепков поддерживал с крупнейшим современным российским композитором Э. Денисовым. Многолетняя человеческая и творческая дружба связывала его с известным московским композитором Д. Кривицким.

 

От традиций московской композиторской школы идут такие черты творчества Ащепкова, как установка на преемственную связь с музыкальной классикой, прежде всего, с русской; главенство лирической образной сферы, стремление к общительности интонации; ведущее значение вокальных жанров и вокальной интонации во всех произведениях; широта мелодического дыхания, протяженность интонационного развертывания мелодической линии.

 

Основными жанрами в творчестве Ащепкова (как и его московского профессора Н.И. Пейко) являются оркестровые, хоровые и камерные. Для творческой эволюции композитора характерна концентрация в каждое десятилетие на решении конкретных художественных задач. В то же время вехи его творчества отражают этапы развития сибирской профессиональной музыки второй половины XX – начала XXI столетий. В 70-е годы – это композиторский фольклоризм, претворение в академических жанрах мелодико-ритмических богатств, заключенных в этнической музыке. Начало их освоения было положено в фортепианном цикле «10 пьес на темы песен и танцев Сибири» (1972) и продолжено в цикле «Три чукотских танца» для симфонического оркестра (1974). В сочинениях 1979 г. «Рапсодии на карпатские темы» для симфонического оркестра и «Панораме» для смешанного хора на древнеиндийский текст композитор «выходит за пределы сибирского ареала». Три последних произведения отличает применение принципов «открытой формы», идущее от претворения закономерностей, характерных для этнических культур.

 

В следующее десятилетие, когда сибирские композиторы широким фронтом осваивают симфонические жанры, Ю. Ащепков создает один за другим четыре концерта: альтовый, два фортепианных и скрипичный. Все его оркестровые сочинения с успехом исполнялись Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением народного артиста СССР А.М. Каца, солировали известные музыканты: Е. Кержнер, Г. Пыстин, А. Шустин.

 

В 90-е годы – тяжелое время для всей российской культуры – основной сферой высказывания стали камерные жанры. Ащепков работает с ансамблями: трио «Исток», фортепианным дуэтом Г. Пыстин – И. Цыганков, вокальным ансамблем «Апельсинчик». В центре его внимания – вокальные жанры. Шедеврами сибирской вокальной лирики стали его романсы на стихи российских поэтов, 12 вокальных миниатюр Ave Maria. Неизменной популярностью пользуются его «Рэгтаймы» для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра.

 

Основная тенденция в музыке композитора в последние десятилетия связана с неоромантизмом, с лирической темой любви. Значительной вехой не только в творчестве Ю. Ащепкова, но и в современной сибирской музыке стала его электронная композиция «Россия небесная» в 14 частях по картинам Л. Ключниковой (3). Национально-патриотическая идея воплощена в философской концепции и отражает духовные аспекты. Волшебный мир акварелей новосибирской художницы выражен в изображении хрустальных храмов. Удивительным образом они вызывают ассоциации с акварелями Е.А. Ащепкова, например, с его картиной, где изображена на взгорье у водоема Спасо-Ефросиньевская церковь (Полоцк, 1946). Композиция «Россия небесная» Л. Ключниковой» Ю. Ащепкова неоднократно была показана в Москве и Новосибирске.

 

В фоносфере города светлый, гармоничный, простой и одновременно изысканный мир музыки Юрия Евгеньевича Ащепкова – ее нетленное духовное ядро, ее целла.

 

Гончаренко С.С. Ащепков Юрий Евгеньевич // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год.

 

ИСТОЧНИКИ

 

Гончаренко С.С. В созвездии имен: развитие традиций А.П. Новикова в современной музыкальной культуре Новосибирска // Музыкальная культура города. – Новосибирск, 2011. – Изд. находится в печати.

Штуден Л. Радостный вечер // Музык. акад. – 2008. – № 1. – С. 90.

Кладова И.П. Ю. Ащепков. «Ave Maria». 12 вокальных миниатюр: к диалогичности мышления // Материалы научно-теоретических конференций: Проблемы современности в музыкознании и музыкальной критике. К 100-летию со дня рождения И.И. Соллертинского, 13–14 нояб. 2002 г. […]. – Новосибирск, 2007. – С. 219–226. – Библиогр.: с. 226.

Ащепков Юрий Евгеньевич // Сибирская композиторская организация, 1942–2002 : справочник / С.С. Гончаренко. – Новосибирск, 2002. – С. 23–25 : портр. – Список соч.: с. 25.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ащепков Ю.Е. Юрий Ащепков: «Пусть после меня останется всего одна нота, но она должна быть лучшей» : [интервью с композитором] / Ю.Е. Ащепков ; записал Ю. Гусельников // Вечер. Новосибирск. – 2002. – 2 марта. – С. 5 : портр.

Гончаренко С.С. Сибирская композиторская организация // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3. Кн. 2. – С. 243– 290. – Из содерж.: Юрий Евгеньевич Ащепков. – С. 259–260. – Авт. указан в предисл. «От редактора» в т. 3, кн. 1.

 

 

________________________________________________

 

1 Ащепков Евгений Андреевич (1907–1983) – выдающийся сибирский ученый, архитектор, член- корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор искусствоведения, профессор.

2 Пейко Николай Иванович (1916–1995) – крупный композитор, автор восьми симфоний, кантатно-хоровых и камерных произведений был учеником Н.Я. Мясковского. Участвовал в строительстве музыкальной культуры в Якутии и Башкирии. Выдающийся педагог, он воспитал целую плеяду композиторов, среди которых С. Губайдуллина, А. Ларин, С. Кортес, А. Журбин, Э. Бойко, Е. Птичкин и другие.

3 Ключникова Лилия Ивановна родилась в 1934 г. в селе Васюган Томской области в семье учителей. Закончила историко-филологический факультет Томского государственного университета. Она – член Союза художников России, автор многочисленных картин, выставлявшихся в городах России, Украины, Индии.

Добавить комментарий