Вы здесь

Поротников Павел Леонтьевич

Годы жизни: 2 Август 1922г. - 1998г.

Художник.

 

Павел Леонтьевич Поротников, известный сибирский художник, член Союза художников СССР, родился 2 августа 1922 г. в деревне Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области. До 1935 г. жил в селе Кандыково и учился у замечательного педагога Прокопия Никитича Никифорова, пробудившего у мальчика любовь к родной природе и заметившего в нем способности к рисованию. Затем Павел Леонтьевич учился в школе крестьянской молодежи во Вьюнах(1) . Позднее семья переехала на жительство в Новосибирск, и Поротников работал в 1938– 1939 гг. в товариществе «Художник».

 

С 1938 по 1941 г. П.Л. Поротников учился в Омском художественном училище им. М.А. Врубеля. А дальше – война. Девятнадцати лет он был направлен сначала в летное военное училище, а затем в минометное, в город Барнаул. Боевое крещение получил в звании лейтенанта на Курской дуге. Дошел до Берлина. За форсирование Днепра был награжден орденом Красной Звезды, за бои на Одере и взятие Берлина – орденом Боевого Красного Знамени. Его ратный труд отмечен еще несколькими медалями. Войну художник закончил в звании капитана, демобилизовавшись в 1946 г.

 

Образование будущий художник продолжил в Костромском художественном училище с 1948 по 1951 г., где в то время преподавал живописец и пейзажист Николай Павлович Шлеин, современник В.А. Серова и И.Е. Репина.

 

За историческую композицию «Минин и Пожарский» П.Л. Поротников получил диплом с отличием.

 

В конце 1950-х гг. несколько художников – П.П. Давыдов, С.И. Кобелев, А.А. Пятков, В.П. Хлынов – переехали из города Новосибирска в область. Среди них и П.Л. Поротников. Тогда это было принято называть «творческой командировкой». Командировка Поротникова растянулась на десятилетие, с 1956 по 1966 гг. Вместе с семьей он поселился в колыванском селе Вьюны. И в эти десять лет своей жизни во Вьюнах Поротников стал художником. Художником-пейзажистом. Там же определилась и главная тема его живописи – пейзажи родного села и виды его окрестностей. Зимние картины с деловитыми дымками, энергично вздымающимися к небу от заснеженных деревенских крыш. Или отражающиеся в темной талой воде деревенские избы и черная мокрая весенняя земля, подчеркивающая дивную белизну задержавшегося последнего снега. Кудрявые березы, то развесившие лилово-серые кружева своих голых ветвей, то сверкающие нежной зеленью вдоль заборов или проселков. Часто в картинах Поротникова пейзаж представляет собой панораму одного и того же, повторяющегося в разных холстах, вида села или его окрестностей, изображенного в разное время года или в разное время суток.

 

Лирические пейзажи Поротникова имеют две отличающие его искусство особенности, которые и выделили этого скромного художника из общего ряда живописцев. Его лучшие пейзажи романтичны и трогательно эмоциональны. Эти черты им придает освещение. Иногда в виде сияющего света вечернего солнца. Солнечный и теплый, ликующий свет заливает все полотно и вносит в картину современного села сказочную и праздничную радость. Иногда у Поротникова пейзажи зимних, летних или холодных весенних дней лишь чуть согреты лежащими на холодных снегах и сумеречных просторах скупыми полосами розового или розовато-сиреневого, удивительно «живого» света. Этот «живой» свет воспринимается как образ того чувства, которое испытывает сам художник к предмету изображения.

 

Пейзажный мотив в картинах Павла Поротникова, как правило, представлен в виде панорамы. Широкая панорама зачастую представляет пространство земли убегающим своими далями в глубину, композиция его пейзажей словно «раскатана» снизу вверх – от нижнего края холста к верхнему. Так художник открывает своему зрителю необъятные просторы сибирской земли. Наверное, чаще, чем другие современные пейзажисты, Поротников выбирает формат холста, предельно вытянутый по горизонтали. Соотношение высоты и ширины холста в некоторых картинах равно одному к четырем. Это не только позволяет охватить взглядом раскинувшееся по холмам родное село, прочувствовать размах и ширь сибирского пейзажа, но и придать картине определенную динамику. За редким исключением, эти широкие панорамные композиции чрезвычайно оживлены. Их оживляют не только энергичные линии разворачивающихся массивов пашни, разбегающихся дорожек, перекинутого через реку мостка, вьющихся в небо дымов, но и населяющие его полотна различные персонажи. Порой они собраны в отдельные группы, представляющие собой занимательные сельские жанровые сценки. Крошечные фигуры в его картинах – отнюдь не исполнители роли стаффажа. Они, вписываясь в общий ритм картины, бодро шагают по утренним делам, проезжают на лошадях, собираются у автобуса, удят рыбу, готовят обед у костра в поле…

 

Этот «поротниковский» мир населяют не только люди. Это могут быть птицы: стая или только одна птица, притаившаяся в ветвях или низко пролетающая над лугом. Это и цепочка крошечных теплых огоньков, сверкнувших вдали за монументальными стогами в поздний летний и туманный вечер. Очень часто в роли живого и веселого члена сельского сообщества выступает трактор.

 

Бодрый и жизнеутверждающий нерв, определяющий содержание сельских пейзажей П.Л. Поротникова, рождается в этих ритмах.

 

Пейзажные полотна П.Л. Поротникова создавались в ту пору, когда происходило становление плеяды русских писателей-деревенщиков. Описания природы, ее «голоса» в русской советской прозе созвучны и его деревенскому творчеству.

 

Косенкова И.Л. Поротников Павел Леонтьевич // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Поротников П.Л. Павел Леонтьевич Поротников : живопись : к 50-летию со дня рождения : [каталог] / П.Л. Поротников ; сост. и авт. вступ. ст. Н.Г. Велижанина. – Новосибирск, 1972. – 12 с. : портр., [16] л. ил.

Гусева С. В гости к Поротникову, или Размышляя об искусстве // Трудовая правда. – Колывань, 2009. – 3 апр. – С. 10. О художнике (по сведениям, полученным автором, юнкором из Колыванского Дома детского творчества, в школе с. Вьюны).

Чебанов В.К. Поротников Павел Леонтьевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 691 : портр.

Пивкин В. «По праву разделенного страданья…» // Совет. Сибирь. – 1998. – 17 окт. – С. 19 : ил., портр. О жизни и творчестве художника, посмертной выставке его работ в Новосибирской картинной галерее.

Прокопов Е. Малой родины сила обернулась судьбой : [твор. портр.] // Совет. Сибирь. – 1996. – 11 сент. – С. 3 : ил., портр.

Пивкин В. Образ времени, образ Родины : [твор. портр.] // Совет. Сибирь. – 1992. – 19 авг. – С. 3 : портр.

___________________________________

1 Много лет назад Кандыково слилось со Вьюнами. Сейчас во Вьюнах есть улица Кандыковская.

Добавить комментарий