Вы здесь

Лунин Николай Александрович

Годы жизни: 22 Май 1915г. - 1968г.

Почётный железнодорожник, Герой Социалистического Труда, машинист-новатор

 

Во второй половине 30-х – начале 40-х годов ХХ века в народном хозяйстве СССР были широко распространены передовые, новаторские методы труда. Вся страна знала имена их авторов, которые щедро делились своим опытом, выступая на слётах передовиков производства. В печати, по радио говорили о шахтёре Алексее Стаханове, ткачихах Виноградовых, Евдокии и Марии, трактористке Паше Ангелиной, кузнеце Бусыгине и других. Славную плеяду стахановцев представлял и машинист Н.А. Лунин, инициатор передового метода работы по вождению и обслуживанию паровозов.

 

Николай Александрович родился в 1915 году в городе Ряжске Рязанской губернии. С родителями переехал в Новосибирск. В 1932 г. окончил школу ФЗУ им. С.А. Шварца (на базе локомотивного и вагонного депо ст. Новосибирск Томской железной дороги[1]) для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих[2]. После чего работал слесарем, затем помощником машиниста. В 1935 г., после обучения на курсах машинистов (ст. Тайга), встал во главе молодёжной паровозной бригады. Бригада была на хорошем счету у руководства дороги, в 1936 г. получила новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) № 20–1242, работая на котором, совершенствовала своё мастерство.

 

В январе 1940 г. Н.А. Лунин и его бригада предложили коллегам новый метод эксплуатации паровозов – проведение текущего ремонта силами самой паровозной бригады. Это позволяло резко увеличить межремонтный пробег и заметно сократить простои. 20 мая поставили перед руководством депо вопрос о переводе локомотива на хозрасчёт, отказались от помощи слесарей комплексной бригады, весь ремонт стали производить сами. К ноябрю 1940 г. лунинский паровоз был впервые поставлен на ремонт, совершив за время эксплуатации более 62 000 км пробега – вдвое выше планового. Областное партийное руководство одобрило новый метод работы, для его распространения бюро обкома ВКП (б) приняло 26 декабря 1940 г. постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А.».

 

Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Новосибирск за передовым опытом стали приезжать машинисты из разных мест: из Москвы, Закавказья, Поволжья, Урала. Для лучшего изучения и применения новации сибиряков создавались специальные школы.

 

В январе 1941 г. Н.А. Лунин награждается знаком «Почётный железнодорожник», получает звание машиниста первого класса. Решением руководства Наркомата путей сообщения СССР его бригада получает юбилейный паровоз серии ФД 21-3000, выпущенный Луганским заводом имени Октябрьской революции[3].

 

Новой инициативой Лунина – в развитие предыдущей – стало овладение каждым членом бригады ремонтными специальностями. При значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей, этот почин получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями.

 

С началом Великой Отечественной войны требования к работе предприятий, в том числе железнодорожного транспорта, значительно повысились. В декабре 1941 г., выполняя задания НКПС, Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн. Доставлял такие составы на Урал, позднее – и в Ленинград. Тем самым положил начало новому движению – сверхтяжёлых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в годы войны». Вскоре сверхтяжёлые составы шли по всем дорогам СССР, где это позволяло путевое хозяйство.

 

В апреле 1942 г. Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии и частями передал её в разные фонды: строительства подводной лодки «Новосибирский комсомолец», фонд детских домов и другие. 12 февраля 1943 г. обратился с письмом  в ЦК ВКП (б)  и Совнарком, сообщив  в нём, что на личные сбережения покупает 1000 тонн кузбасского угля и сам готов доставить эшелон с ним жителям героического Сталинграда. Нарком путей сообщения Л. Каганович  разрешил Лунину и его бригаде самим вести этот состав в город-герой.

 

5 ноября 1943 г. Указом ПВС СССР Н.А. Лунину, «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

После войны Николай Александрович Лунин – начальник Смородинского отделения[4] паровозного хозяйства Южной железной дороги, депутат Верховного Совета СССР. В марте 1947 прославленный машинист, в составе делегации депутатов ВС, посетил Великобританию. В Уэльсе, после дружеского визита к шахтёрам, кто-то обратился к нему со словами: «Сибирь далеко, и мы не знаем, какие Вы там тяжеловесные поезда водите. Вот если б своими глазами увидеть…» На что Лунин ответил: «Что ж, можно и посмотреть. Давайте я встану на вашем паровозе за правое крыло, а к крюку подцепите ещё один состав. Пусть поезд будет вдвое тяжелее обычного». На следующий день английские газеты сообщали: «Советский парламентарий, сибирский машинист Николай Лунин провёл самый тяжеловесный поезд в Англии. Машинист-феномен!». А, кроме того, добавляли, что имя Н. Лунина – это имя века[5].

 

В 1950 году Лунин – выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, направлен на руководящую работу. Трудился начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского, Московско-Рижского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско-Рязанской дороги.

 

Николай Александрович Лунин скончался 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В числе его многочисленных наград – два ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почётный железнодорожник».

 

В Новосибирске установлены три мемориальные доски: на доме, где жил выдающийся новатор (ул. Салтыкова-Щедрина, 1[6]), на зданиях цеха эксплуатации локомотивного депо и колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина. Одна из площадей города (на пересечении улиц Нарымская и Челюскинцев) названа «Площадью лунинцев».

 

Весной 1985 г. ФД-3000 был установлен на постамент перед путепроводом через проспект Димитрова на ул. Ивачёва. Машина стала памятником истории регионального значения «Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин», на базе которого в 2005 г. был открыт Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945 годов. На стены тендера паровоза нанесён следующий текст. «Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А. – Героя Социалистического Труда. Состав бригады: машинисты: Ласточкин И.Д.; Чирков Г.В.; пом. машиниста:  Шепталин В.И.; Цибизов Н.Ф.; Галагуш Д.А.; кочегары: Сливаков В.И; Гайворонский А.С.; Алексеенко И.Д.»; «Вечная Слава Труженикам тыла, обеспечившим своим самоотверженным трудом Победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года!».

 

В.И. Баяндин

 

Источники

 

Памятники истории, архитектуры  и монументального искусства Новосибирской области : каталог : (памятники, состоящие на гос. охране). Кн. 1. Город Новосибирск / Упр. по гос. охране объектов культур. наследия Новосиб. обл., ГАУ НСО «НПЦ по сохранению ист.-культур. наследия Новосиб. обл.». – 3-е изд., перераб. – Новосибирск : [б. и.], 2011. – Из содерж.: Паровозное депо. – С. 21; Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин. – С. 52.

ЛУНИН Николай Александрович // Новосибирцы – Герои Отечества : [биогр. справ.] / авт.-сост. С.Н. Станков, С.Б. Виноградов. – Новосибирск, 2010. – С. 548–550 : ил., портр.

НОВОСИБИРСК : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [13] л. ил., карт. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Лунин Николай Александрович / Г.В. Григорьева. – С. 497–499; Профессиональное училище № 10 (ПУ № 10) / В.П. Афанасьева. – С. 718–719.

Новониколаевск-Новосибирск. События. Люди, 1893-1993. – Новосибирск : Наука, 1993. – 471 с., [40] л. ил. – Загл. пер.: Новосибирск, 100 лет. События. Люди. См. с. 193, 203, 208–210.

Баяндин В.И. Символы трудовой славы новосибирцев / В.И. Баяндин, О.Н. Катионов // Памятники Новосибирской области : Памятники археологии. Памятники истории. Памятники архитектуры. – Новосибирск, 1989. – С. 130–143.

ХРОНИКА Новосибирской организации КПСС, 1891–1987. [Кн. 1]. 1891 – июнь 1941 / редкол.: Шуклецов В.Т. (отв. ред.) и др. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1988. – 351 с. См. с. 331.

ГРИГЕРМАН Б. Николай Александрович Лунин // Наши земляки : о замечат. людях, чья судьба связана с Новосибирском : [сб. биогр. очерков]. – Новосибирск, 1972. – [Кн. 1]. – С. 99–122 : портр.

МАКАРОВ В. Машинист Николай Лунин // Совет. Сибирь. – 1949. – 8 янв. – С. 3.

ПРИЕЗД делегации депутатов Верховного Совета ссср в Англию // Совет. Сибирь. – 1947. – 16 марта. – С. 4. – Крат. заметка.

О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А. : постановление бюро Новосибирского обкома ВКП (б) от 26 дек. 1940 г. // Совет. Сибирь. – 1940. – 29 дек. – С. 1 : портр.

ЛУНИН Николай Александрович  [Электронный ресурс] // Герои страны. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2013. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9133. – Загл. с экрана (дата обращения 28.07.2014).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ энциклопедия Сибири. В 3 т. Т. 2. К-Р / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, Изд. дом «Ист. наследие Сибири». – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2010. – 807 с. : ил., карты, портр. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Лунин Николай Александрович / М.В. Шиловский. – С. 295; Лунинское движение / А.И. Тимошенко. – С. 295.

Костина Е.В. Летучка... Спустя десятилетия : [материалы газ. «Совет. Сибирь» 1919-1945 гг. с коммент. авт.] / Елена Костина ; вступ. ст. Ролена Нотмана. – Новосибирск : Изд. дом Новосиб. обл. орг. журналистов, 2008. – 633, [6] с. : ил., портр. – На обороте тит. л.: Ирина [ошибоч.] Валерьевна Костина. – Из содерж.: Три лунинских поезда на фронт, 24 янв. 1942 г. / Э. Костина. – С. 457–458; Николай Лунин, 13 нояб. 1943 г. / Виктор Гейман. – С. 499–500.

ЛУНИН Николай Александрович // Победители : тыл фронту : [сб. биогр. очерков]. – Новосибирск, 2005. – С. 232–240 : портр.

ЛУНИНСКОЕ движение [1941-1944] / подгот. к публ. Е.А. Городецкий // История промышленности Новосибирска. – Новосибирск, 2004. – Т. 1 : Начало (1893-1917). – С. 193–205 : ил.

самарин и.в. 60 лет с начала лунинского движения на железнодорожном транспорте […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2000 год. – Новосибирск, 1999. – С. 36–37. – Библиогр.: с. 37.

 


[1] Ныне – станция «Новосибирск-Главный» Западно-Сибирской железной дороги.

[2] Впоследствии – железнодорожное училище № 2, профессиональное училище № 10. Ныне – Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина.

[3] Ныне – Луганский тепловозостроительный завод (Украина).

[4] Сумская область, Украина.

[5] Николай Александрович Лунин / Б. Григерман // Наши земляки. Новосибирск, 1972. [Кн. 1]. – С. 108–109.

[6] Текст мемориальной доски: «В этом доме жил Герой Социалистического труда, Депутат Верховного Совета СССР, Почётный гражданин XX века Новосибирской области Лунин Николай Александрович». (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=12130)

 

Добавить комментарий