Вы здесь

Левицкий Алексей Яковлевич

Годы жизни: 2 Январь 1931г. - 1 Мая 2008г.

Оперный певец, заслуженный артист РСФСР (1962), народный артист России (1996), лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (1961).

 

Исполнил более 60 партий на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Родился 2 января 1931 г. в с. Ожаровка Хмельницкой области (Украина).

 

…В 1995 году за блестящее исполнение партии Досифея в опере Мусоргского «Хованщина» ему была присуждена премия за лучшую мужскую роль года в области оперного искусства. «Замечательный Досифей – певец обладает феноменальной техникой, для него нет никаких трудностей во всем диапазоне. Верхний регистр в этой сложнейшей партии звучит без какого-либо напряжения…» (Г. Вишневская, 1996). И это – в шестьдесят с лишним лет! Благодаря секретам итальянской вокальной школы, открытой молодому артисту его учителем – замечательным певцом, артистом и педагогом И. С. Паторжинским. «Я пою до сих пор, хотя это и противоречит законам природы, – говорит Левицкий в своих интервью. – Именно потому, что я овладел с его помощью техникой вокала и никогда не сворачивал с указанного им пути…».

 

В 1951 г. после школы Алексей уходит в армию. Служа в Минске в полку связи и участвуя в художественной самодеятельности, он впервые подумал о карьере певца. Спасибо руководителю самодеятельности при штабе Белорусского округа, солисту Минской оперы, который сказал молодому солдату: «У тебя – голос… Тебе учиться надо».

 

После демобилизации А. Левицкий пошел на прослушивание в Киевскую консерваторию, был допущен к сдаче вступительных экзаменов – и в октябре 1953 года его судьба была определена. Счастьем для студента оказалось то, что он попал в класс профессора И. Паторжинского. «Все уроки с Иваном Сергеевичем каждый раз были для меня открытием чего-то увлекательного и вдохновляюшего. Правда, мне эти уроки давались нелегко». От своего учителя Алексей старался перенять не только лучшие традиции вокального искусства, но и его метод «игры нутром».

 

Паторжинский сказал на прощание: «Мне было легко с тобой заниматься, Алексей. Ты понимал меня с полуслова, схватывал на лету… Я за тебя спокоен, ты – в порядке…»

 

Еще студентом Левицкий выступал в Украинском государственном народном хоре под управлением народного артиста Украинской ССР Г. Веревки. В августе 1958 г. с хором он и отправился в первую гастрольную поездку за границу – на Всемирную выставку в Брюссель.

 

«Я учился в выпускном классе консерватории, когда приехала М. Ожегова, режиссер Новосибирского оперного. Послушала меня и давай уговаривать, мол, мы вам все дадим… Я бы не поехал, но она увезла с собой Степу Ваха [1]… А когда начался сезон, Степа прислал письмо, расписал все в лучшем виде, в общем, уговорил… Да и театр знаменитый был, уже тогда “гремел”…» Сыграл свою роль и фильм «Сказание о земле Сибирской»: «Сходил, посмотрел, и после этого так мне захотелось своими глазами Сибирь увидеть, что я собрал чемодан и поехал…», – вспоминает Алексей Яковлевич.

 

В 1958 г. восемь выпускников пополнили труппу оперного театра. И лишь двое из них – А. Левицкий и С. Вах – навсегда связали с Новосибирском свою жизнь и творческую судьбу. Оба родились на Украине, оба окончили Киевскую консерваторию, оба с успехом выступили в том же году на Всемирной выставке в Брюсселе с Украинским народным хором. Оба были приглашены в Новосибирский театр оперы и балета. 29 ноября 1958 г. оба впервые вышли на сцену в «Русалке» Даргомыжского. Степан пел князя, Алексей – Мельника.

 

Повезло А. Я. Левицкому в том, что приехал он в труппу молодого театра, для которого именно эти годы были годами «вырастания» сибирской оперы. С жадностью, молодой энергией, много работал коллектив над новыми постановками, трудными, разными по характеру и часто совсем не «обкатанными» на других сценах. Театр последовательно и умело вырабатывал свою репертуарную линию. «Дон Карлос» Верди, «Девушка с Запада» («Девушка из Калифорнии») Пуччини, «Овод» Спадавеккиа, «Ермак» Касьянова – ни одно из этих сочинений не шло в то время на московских сценах.

 

Взлет артиста был стремителен. За первые два сезона были исполнены сложнейшие партии Мельника, Сусанина, Кончака, Филиппа. Левицкий стал самым молодым в истории российского оперного искусства певцом, который исполнил сложнейшую партию Ивана Сусанина. В 29 лет – партию, которая принесла ему серебряную медаль на конкурсе в Болгарии и стала главной ролью его жизни.

 

На гастролях в Москве в 1960 г. артист выступает уже как один из ведущих солистов театра. Выдающийся русский тенор И. Козловский в своей статье в газете «Известия» (1960) пишет: «Дважды мне довелось слышать Алексея Левицкого. Его голос по-настоящему звучит. Держится артист свободно, естественно. Видимо, все это оттого, что не было у него специального стремления “убить”, “потрясти” публику. Зато была настоящая искренность, глубокое понимание роли, словом, было то, что часто называется творчеством. У Левицкого актерский и вокальный рисунок – гармоничное целое. Это можно сказать не о всех артистах».

 

…1961 год. София. Международный конкурс молодых оперных певцов. Участвуют 24 страны мира. Из Советского Союза – восемь человек, сибиряк – один. На третий тур из них прошли только трое, в том числе солист Новосибирского оперного театра Алексей Левицкий. По условиям конкурса участники, прошедшие на третий тур, должны были выступать на сцене Государственного Софийского национального театра в одной из главных партий. На вопрос, какую партию он будет исполнять, Левицкий ответил: «Я русский, буду петь Ивана Сусанина». «Велико было мое волнение, когда я вышел на сцену, – вспоминает А. Левицкий, – но сознание того, что я (единственный из всего числа участников конкурса) представлял русскую музыку, вселяло бодрость и уверенность. И я запел…» Серебряная медаль и звание лауреата – Алексей Левицкий один из победителей в стране, которая подарила миру Б. Христова, Н. Николова, Д. Узунова, Л. Бадурова, Н. Гяурова и многих других замечательных певцов.

 

Жюри неофициально присвоило ему звание «одного из красивейших басов мира». Главный дирижер Болгарской оперы, народный артист Болгарии, член жюри конкурса Асен Найденов сказал: «Мы очень полюбили вашего Алешу Левицкого. Да, это певец, настоящий певец». Болгарская газета «Народная культура» писала: «Теплый и красиво звучащий бас, интонационная чистота в пении, сценическая свобода и хорошая пластичность – таковы певческие и актерские качества, которые Алексей Левицкий показал в сложной партии Ивана Сусанина. Сусанин–Левицкий волнует и трогает. Очень подкупают простота и непосредственность артиста, передающие духовную красоту трагично-величественного героя Глинки…»

 

Вскоре после этого знаменательного триумфа А. Левицкому было присуждено почетное звание заслуженного артиста РСФСР – случай для певца с оперным стажем всего в три года чрезвычайно редкий.

 

…После Мельника в «Русалке» и Нилаканты в «Лакме» артист некоторое время исполнял в театре второстепенные роли. Главный дирижер театра М. Бухбиндер считал, что партия должна «дозревать». «Роль словно специально написана для вас, – говорил он о партии Сусанина, – но вы еще молоды, не чувствуете…» Главный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Э. Пасынков вспоминал: «Народный артист СССР П. Г. Лисициан, гастролировавший в Новосибирске, спросил после спектакля “Фауст”, где он пел партию Валентина, а Левицкий – крохотную партию Вагнера: “Откуда у вас этот прекрасный бас и почему он поет второстепенные партии?”. Мы ответили нашему гостю, что именно на этих, так называемых второстепенных, партиях молодой певец прошел необходимую школу основ актерского мастерства и что они принесли ему огромную пользу в работе над большой новой ролью кардинала Монтанелли в опере “Овод”. Сам Левицкий считает, что эта роль была серьезным этапом в его актерском пути».

 

Работами, которые как бы заново «открыли» талант Левицкого, стали «Борис Годунов» Мусоргского (март 1962 г.) и «Дон Жуан» Моцарта.

 

Когда показали новосибирского «Дон Жуана» в 1963 г. в Москве – яркий, многоцветный спектакль-праздник, – это было сенсацией. Знаменитый А. Мелик-Пашаев (главный дирижер Большого театра) воскликнул: «Я всю жизнь мечтал поставить “Дон Жуана”, не видел подходящих исполнителей!» А. Федосеева (Дон Жуан) и А. Левицкого (Лепорелло) пригласили работать в Большой театр. Федосеев уехал, Левицкий остался…

 

«…Амплуа Левицкого-актера однозначно определить невозможно. Он с успехом справляется как с трагическими, так и с комическими образами, – сказал музыкальный критик Всеволод Тимохин в радиопередаче после московских гастролей в Большом театре (1963 г.). – Дар перевоплощения у него очень велик».

 

Каждый действительно большой артист находит своего композитора. Алексей Яковлевич «нашел» Мусоргского. В его операх артиста привлекли органическая связь слова с музыкальной интонацией, могучие, сложные, страстные характеры героев. В трех операх Мусоргского Левицкий спел ведущие партии: Бориса в «Годунове», Досифея в «Хованщине» и Черевика в «Сорочинской ярмарке».

 

Вершиной басового репертуара является Борис Годунов. Это роль, над которой певцу нужно трудиться всю артистическую жизнь. Она и стала самой любимой партией артиста. Левицкий очень убедителен музыкально: в самом рисунке его сценического поведения есть свойственная всему спектаклю сдержанность, серьезность; «сцена в тереме» раскрывает сложную личность Бориса, многогранно обрисованную Мусоргским, оставляет впечатление искреннего сочувствия герою, а «сцена смерти» просто потрясает слушателей. В этой партии наиболее полно раскрылся природный талант певца, предпочитающего работать над образами сложными, страстными, психологически неоднозначными. Более двадцати лет Алексей Яковлевич был в театре единственным исполнителем этой сложнейшей партии.

 

Нельзя не упомянуть и спектакль «Зори здесь тихие» К. Молчанова, который был показан в Москве на гастролях в 1975 г. «Исполнители создали яркие образы и в музыкально-вокальном, и в актерском отношении..., – писал И. Пенкин в «Театральной жизни». – Все это в еще большей степени относится к исполнителю партии старшины Васкова А. Левицкому… Его Васков вырос в символическое обобщение величия духа, силы, героизма, душевного богатства и сердечности советского человека… Масштабность актерской работы А. Левицкого ставит созданный им образ в ряд с крупными явлениями драматического театра последних лет». Спектакль получил диплом I степени.

 

Левицкий – не просто хороший певец, он прежде всего оперный певец. Потрясает его удивительная способность не только почувствовать существо образа, но и передать внутреннюю причастность к тому, что происходит в душе героя, к его чувствам, его страданиям, словно отдавая ему всего себя... В каждом новом спектакле Левицкий всегда творит заново, привнося в роль много своего, индивидуального. Богатство таланта Алексея Яковлевича таково, что зритель не ощущает «дна», – запас творческих сил кажется неиссякаемым. Вокальное и сценическое мастерство выдвинуло его в число лучших мастеров оперной сцены.

 

Но он не только оперный певец. В его обширной концертной программе – лучшие произведения русской и зарубежной классики. Слушая известнейшие русские «Эй, ухнем!», «Вдоль по Питерской» в его исполнении, начинаешь вдруг понимать, почему когда-то пришла популярность к этим сочинениям, в чем их подлинная притягательность. Крупным достижением Левицкого – камерного певца стало исполнение цикла Г. Свиридова на стихи Р. Бернса. В таких песнях, как «Всю землю тьмой заволокло», «Прощай», «Честная бедность», «Финдлей», Левицкий достигает огромной выразительной силы. Здесь – правдивость, характер, яркость, философия. «Ночь осенняя», «Ночной смотр» М. Глинки, «На нивы желтые», «Благословляю вас, леса», «Снова, как прежде, один» П. Чайковского – в каждой вещи артист проникновенно, с глубоким лиризмом раскрывает душу произведения, волнующую силу гениальных творений композитора. Как он преображается, исполняя «Пророка» Н. Римского-Корсакова! Великолепно, драматически, мощно звучит голос.

 

Еще один шедевр певца – «Блоха» Мусоргского. Какой певец не поет ее? Но у Левицкого эта песня превращается в маленький спектакль, где мы не только слышим, но и видим действующих лиц. Голос – необыкновенно красивый по тембру и силе звука – покоряет слушателей. О настоящем русском басе говорит Анатолий Ручин, баянист, заслуженный артист России, профессор Новосибирской консерватории: «… А наш сибирский Шаляпин – Алексей Левицкий! “Блоха” и “Вдоль по Питерской” были его “коронкой”. Как он это делал!.. Я постоянно ловил себя на мысли, что не аккомпанирую ему, а являюсь действующим лицом его маленького спектакля. Что он делал с залом! Когда Левицкий пел, зал просто лежал – от смеха, если это был сатирический романс, или от слез, если это был, например, романс «Сомнение”. Причем артист ничего специально не делал, он просто пел – и это был гипноз какой-то…»

 

С 1973 г. Алексей Левицкий занимался педагогической деятельностью, уделяя много внимания своим питомцам. Среди его учеников – оперные певцы С. Мастюгин (ныне поет в Германии), Э. Торопов (дипломант конкурса вокалистов в Барселоне), И. Патрицаев и Н. Нестеров (заслуженные артисты России), В. Гильманов (лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» 2000 г., солист Большого театра). «За свои выпуски я спокоен, – говорит певец. – Мои “птенцы” поют…».

 

Юмина А.Н. 75 лет со дня рождения народного артиста России Левицкого Алексея Яковлевича [...] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год.

 

[1] Ныне – заслуженный артист России Степан Пантелеймонович Вах.

 

ЛИТЕРАТУРА

О НАГРАЖДЕНИИ государственными наградами Российской Федерации : Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. ¹ 366 // Собр. законодательства РФ. – 1996. – ¹ 14. – С. 3470–3485.

ЛЕВИЦКИЙ А. Я. Он учил чувствовать и мыслить // Иван Сергеевич Паторжинский : [Сб.]. – М., 1976. – С. 209–215.

КОНЬЯКОВА Т. Иван Козловский об Алексее Левицком: «Его голос по-настоящему звучит…» : [К 70-летию со дня рождения] // Веч. Новосибирск. – 2001. – 22 февр. – С. 7 : портр.

ЗАДВОРНОВА А. Его бас – один из лв России // Веч. Новосибирск. – 1996. – 22 апр. – С. 5 : портр.

КОСТИН В. Волшебный бас // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 1996. – 12-18 апр. (№ 15). – С. 20 : портр.

ГИНЕВИЧ Т. Алексей Левицкий: «Любимая роль? Конечно, царь Борис» : [Твор. портр. певца] // Молодая Сибирь. – 1995. – 9 марта (№ 10). – С. 35 : портр.

КУЗМЕНКИН В. Алексей Левицкий: всегда в форме // Веч. Новосибирск. – 1995. – 15 марта. – С. 4 : портр.

ГИНЕВИЧ Т. Г., СИБИРЦЕВА Т. А. Левицкий Алексей Яковлевич // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 482 : портр.

Добавить комментарий