Вы здесь

Стюарт Елизавета Константиновна

Годы жизни: 26 Сентябрь 1906г. - 1984г.

Поэт, драматург.

 

Елизавета Константиновна Стюарт была и остается на российском поэтическом небосклоне одной из звезд первой величины. У нее нет произведений эпического размаха, зато бездонны глубины ее лирики. Она создала свой собственный неповторимый поэтический мир, в котором хватило место стихам для взрослых и детей, пьесам, переводам. Мир ее поэзии негромок, но многоцветен и многозвучен.

 

Автобиографические заметки Е. Стюарт начинаются с решительного утверждения: «Говорить и писать о себе не умею и не люблю… То сокровенное, что я могла сказать о жизни и о себе и что, как мне кажется, могло быть интересным читателю, есть в моих стихах».

 

И все же многое в личности художника определяется конкретными фактами его биографии. Особенно велика роль впечатлений, полученных в первые годы жизни.

 

Елизавета Константиновна Стюарт родилась 28 сентября 1906 г. в старинном университетском городе Томске, в семье мелких служащих Томской железной дороги. Девочка, по существу, росла одна. Ее родители заботились о том, чтобы она была накормлена, одета и обута, но духовной близости со старшими, погруженными в свои дела и далеко не всегда жившими в ладу друг с другом, не было. Не хватало и детской дружбы, потому что во всем доме не было других детей. Среди впечатлений детства особенно запомнились голый, без травинки двор, покрытый только утоптанной глиной с гравием, двухэтажный деревянный дом и чувство одиночества. Девочка искала спасения в книгах, открывавших далекий и неведомый мир. Ее друзьями стали книги Тютчева и Надсона, Пушкина и Жуковского, Бунина и Ахматовой… Именно тогда возникло восхищение волшебной силой слова, родилось желание выразить то, чем полнилась душа. Первые стихотворные строки появились, когда девочке было десять лет. Вполне грамотные с формальной стороны, они были по сути подражательными. В них не могло найтись места впечатлениям, иногда прорывавшимся из большого внешнего мира: ни офицерам, квартировавшим в доме и учинявшим пьянки и скандалы, что, по их представлениям, было признаком «красивой жизни»; ни разряженным кокоткам, разъезжавшим в пролетках по центральным улицам Томска; ни разодетой толпе, восторженно встречавшей подразделения восставшего корпуса белочехов; ни страшным слухам о расстрелах, которые ночами проводили колчаковцы на окраинах города…

 

Но все это откладывалось в душе девочки. В пятнадцать лет школа-семилетка, в которую она поступила после закрытия гимназии, окончена. Позади разгул колчаковщины и Гражданская война. Но мечта о филологическом образовании по-прежнему остается мечтой: в университет принимают только с восемнадцати лет. Есть и другие преграды – дворянское происхождение да и к тому же непривычная иностранная фамилия, Бог знает в каком колене приобретенная каким-то дальним предком.

 

Запомнились очереди на бирже труда – нужно было думать о заработке, о приобретении профессии. Елизавета Стюарт окончила трехмесячные курсы машинописи, печатала в различных учреждениях официальные бумаги, казавшиеся ей унылыми и безликими.

 

В 1932 г. Е. Стюарт переехала из Томска в Новосибирск. И с этого года до последних дней ее жизнь связана с Новосибирском. Она поступила на работу в радиокомитет, была выдвинута на должность литературного редактора. Начала печататься в периодических изданиях для детей: «Товарищ», «Октябрятская звездочка» и «Юный ленинец», в журнале «Сибирские огни». Ее стихи стали выходить отдельными изданиями.

 

Так в литературе появился новый автор. Е. Стюарт поступила на заочное отделение Литературного института имени М. Горького в Москве. Во время Великой Отечественной войны работала редактором ТАСС, в составе делегации трудящихся Новосибирска ездила с подарками на фронт к морякам Североморского флота…

 

Жизнь в литературе она начинала в основном как автор стихов для детей, и лишь в 1943 г. вышла первая маленькая книжечка «взрослых» стихотворений. В этом же году Е. Стюарт была принята в члены Союза писателей СССР.

 

«Казалось бы, внешними событиями моя жизнь на редкость бедна, но она вместила в себя и революцию 1917 года, и разруху, и войны, в том числе и две войны с Германией – 1914 и 1941 годов, и пятилетки с их небывалым подъемом и восстановлением всего хозяйства страны, огромный разворот строительства, и небывалый расцвет науки, и освоение космоса».

 

Сложнее и насыщеннее была внутренняя жизнь поэтессы, обладавшей замечательным даром за малым видеть большое, а в обыкновенном – необыкновенное и находить поэзию в вещах, казалось бы, совершенно незначительных.

 

В одном из стихотворений Е. Стюарт есть словосочетание «полынь и солнце». И это не просто броский парадоксальный образ. В нем соединились два начала в жизни поэтессы: горечи и боли с радостью бытия и светом надежд. Оба они в поэзии Е. Стюарт крепко сшиты неизбывным чувством Родины, которое есть для нее «начало всех начал». Судьба родной земли, народа «стала неотвратимой судьбою» самой поэтессы, источником ее духовного и творческого самочувствия, самосознания и самоутверждения.

 

Была всегда со мною рядом

Моя судьба – моя страна.

 

Мотив «времени и себя» с особой сердечною обнаженностью и трагизмом звучит в ее стихах о Великой Отечественной войне. Однако память о тех, кому уже не суждено увидеть мирное небо над головой, буквально кровоточит в стихах, вроде бы напрямую и не касающихся военной тематики. Долгое эхо войны вновь и вновь отзывается в душе поэтессы. Даже реактивный гром современного авиалайнера способен ей вдруг напомнить «о потерях и утратах, о пределах воль и сил», заставить, словно воочию, увидеть, как «поднимутся солдаты из бесчисленных могил».

 

Практически все в жизненном круге привлекало внимание Е. Стюарт: и «последний лист» осени, которая «висит на заборе картофельной рыжей ботвой», и «веселый ямб кукушки», и юркий бурундучок на заброшенном татарском кладбище, и «сосульки – органы весны» – в общем, любая в жизни природы и человека черточка, деталь; во всем поэтесса могла находить что-то неожиданное, доброе и прекрасное («не могу надивиться чуду воды и чуду крыла…»).

 

Одна из вечных тем поэзии – любовь. Сколько поэтов изливали в отточенных строках радость счастливой, разделенной любви, сколько поэтов горько сетовали на отвергнутую и, следовательно, несчастную, любовь!

 

Замечательный цикл стихов Елизаветы Стюарт «Одолень-трава» с первой строки до последней посвящен любви, которую не назовешь иначе, чем горькой: там и тяжкое разочарование в любимом, и его уход к другой. Однако весь этот цикл стал прославлением высокого чувства, он пронизан радостью, которую излучает переполненное любовью сердце, восторгом, вызванным способностью души любить, ее готовностью к самопожертвованию. Живой трепет, рожденный муками и радостью, ощутим в каждой строке, ибо любовь окрыляет человека, придает ему невиданные силы. И то, что испокон веков называлось несчастной любовью, вдруг открывается как великое счастье, как ни с чем не сравнимый подарок судьбы.

 

Ей был дан поразительный дар неожиданного взгляда на привычное, обыденное. Эта черта проявляется и в обращении Е. Стюарт к еще одной вечной теме. Обычно художники, размышляя об окружающей нас природе, величавой и, как им казалось, в отличие от человека бессмертной, восхищались ее первозданной мощью, ее извечным спокойствием, ее равнодушием к судьбе мятущихся людей, озабоченных повседневными делами. В стихах Елизаветы Стюарт природа не безразлична к человеку, она не просто «живописный фон», а действующее лицо, она чутко улавливает, что происходит в его душе. Стихотворение «Умер сын у бабки деревенской…», посвященное судьбе русской женщины, завершается строфой пронзительной силы:

 

Вышла в поле… В поле ночь и осень…

Только звезды над простором нив,

Да в колени тычутся колосья,

Головы пред матерью склонив.

 

Колосья, склонившиеся перед скорбящей матерью, олицетворяют природу, сопричастную человеку, понимающую его чувства, разделяющую с ним его горести и радости. Такое авторское решение вечных тем, характерное для Е. Стюарт, – свидетельство мощного таланта поэта, которым обладала хрупкая маленькая женщина.

 

Благородство натуры Е. К. Стюарт определяло главное в ее творчестве – нравственную основу поэзии. В самых разных стихах обозначены основные критерии ее жизненной позиции, которым она всегда была верна.

 

Ни чинов, ни богатства, ни славы.

Вот и славно – спасибо судьбе.

Быть поэтом нелегкое право

Я всю жизнь добывала себе.

Не клонилась ни моде в угоду,

Ни в угоду погоде любой,

Потому что в любую погоду

Я всегда оставалась собой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Быть поэтом нелегкое право

Я сама отстояла себе.

Ни чинов, ни богатства, ни славы –

Вот и славно! Спасибо судьбе!..

 

Е. Стюарт несла в своих стихах мощный заряд красоты и добра и всеми силами старалась, чтобы он дошел до тех, к кому она обращалась со стихотворной строкой. А потому ее остро волновали взаимоотношения с читателями. Ничего особенного для того, чтобы ее услышали, она, впрочем, не придумывала, поскольку просто верила в своего читателя. Но веру свою Е. Стюарт обеспечивала высочайшим поэтическим мастерством, предельной честностью каждого сказанного слова и еще тем неослабевающим творческим накалом, поддерживаемым «сгораньем души», «утратой покоя», каким до последних дней была освещена вся ее жизнь, у которой она чувствовала себя в неоплатном долгу.

 

Чудо жизни все длится и длится…

Но смогу ли, всему вопреки,

Я за лето свое расплатиться

Чистым золотом каждой строки?

– спрашивала в одном из стихотворений сама себя Е. Стюарт. Ответ на этот вопрос сегодня очевиден и однозначен: она смогла расплатиться сполна. Потому-то и живет и будет жить прозрачная, ясная и мудрая ее поэзия.

 

Много прекрасных стихотворений написала Елизавета Стюарт для детей. Стихи для детей и переводы из современной поэзии представляют две важные стороны ее творчества. Обращение к детям требует особой чистоты, ясности стиха, живости, остроумия, сказочного строя сюжета. Детские стихи Е. Стюарт напоминают читателям их детство с каждодневными открытиями, с непрестанным ощущением чуда окружающего многоцветного, живого и радостного мира.

 

Стихи Елизаветы Константиновны любимы. Она по праву вошла в число признанных мастеров российской поэзии, хотя, как у многих истинных поэтов, ее известность была меньше той, которую она заслуживала. Но в сердцах поклонников настоящей поэзии всегда есть тот уголок, который принадлежит только Елизавете Константиновне Стюарт…

 

Вспоминайте меня,

Когда больше не будет меня.

Мне при жизни, поверьте,

Ни славы, ни денег не надо.

Но когда я уйду,

Как уходит пора листопада,

Вспоминайте меня.

Я прошу –

Вспоминайте меня.

……………………………

Пусть в душе защемит

От мерцанья ночного огня.

Пусть любовь и печаль

На мгновение в вас встрепенутся…

Может быть, только так

И смогу я на землю вернуться.

Вспоминайте меня.

Я прошу – вспоминайте меня!

Рыбина Г.П. 100 лет со дня рождения поэта и драматурга Стюарт Елизаветы Константиновны (1906-1984) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год.

Литература

СТЮАРТ Е. К. Войди в мой мир… : Кн. стихотворений. – Новосибирск : Горница : Литфонд, 1996. – 127 с.

СТЮАРТ Е. К. Утро поздней осени : Стихотворения / Сост. А. Е. Меликова. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1992. – 320 с. : ил.

СТЮАРТ Е. К. На зеленых моих островах : Стихотворения / Вступ. ст. П. Ульяшова. – М. : Совет. Россия, 1989. – 206 с. : ил.

СТЮАРТ Е. К. Зимний праздник : Стихотворения, пьеса / Предисл. А. Плитченко. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1980. – 527 с. : портр.

СТЮАРТ Е. К. Избранное. – Новосибирск : Зап.- Сиб. кн. изд-во, 1976. – 432 с.

Добавить комментарий