Вы здесь

Нечаев Константин Николаевич

Годы жизни: 1 Январь 1884г. - 23 Октября 1956г.

Композитор, педагог, музыкально-общественный деятель

 

С именем Константина Николаевича Нечаева связано развитие музыкального образования в Сибири. В этом человеке воплотились многие редкие дарования: он – талантливый композитор, прекрасный педагог, пианист, хормейстер, музыкальный воспитатель, организатор и общественный деятель, поэтически и нравственно утонченная натура, образец подлинного подвижничества, служения высоким идеалам.

 

Человек огромного, покоряющего обаяния, глубоких и обширных знаний, безукоризненного вкуса, К. Н. Нечаев с первых минут знакомства покорял сердца своих собеседников простотой, необыкновенно доброжелательным и радостным отношением к людям и ко всему окружающему, он владел тайной трудиться радостно, восторженно одолевать самый великий человеческий труд – Жизнь.

 

Константин Николаевич Нечаев родился 1 января 1884 г. в г. Казани в семье мелкого судейского чиновника. Со смертью отца, когда Нечаевы жили уже в Нижнем Новгороде, в семью пришла нужда. Мать целыми днями трудилась, однако заработки были ничтожными, и Костю пришлось отдать в сиротский приют.

 

Мальчик обратил на себя внимание музыкальными способностями: он с большой радостью поет в приютском хоре, сочиняет незатейливые песенки, к которым сам и слова придумывает. К. Н. Нечаев писал об этом так: «Не было и двух лет, я уже хорошо [помнил] все мелодии, которые пела мать. Абсолютный слух, память превосходная. В 11 лет сочинил дуэт – какие-то осколки от игранных мною Глинк и Бетховенов... В 14 лет знал наизусть «Ивана Сусанина».

 

В приюте Косте Нечаеву начинают покровительствовать: устраивают в гимназию, где его дополнительно обучают и музыке, игре на фортепиано и арфе; освобождают от платы за обучение и поселяют в сиротское гимназическое общежитие. Двенадцатилетний Костя Нечаев уже выступает как пианист на гимназических вечерах, играет и свои сочинения. Он непременный участник драмкружка.

 

В 1903 году, окончив гимназию, 19-летний Константин Нечаев едет в Москву, поступает на юридический факультет Московского университета «на казенный счет». Несмотря на настойчивые советы наставников посвятить себя всецело юриспруденции, юноша всей душой тянется к музыке, и его желание было удовлетворено: частная музыкальная школа Протопопова предоставила Нечаеву бесплатное место в фортепианном классе. Основанием для этого были блестящие гимназические документы и редкое дарование. Четырехлетняя школа Протопопова была закончена за два года, и в 1905 г., продолжая занятия в университете, К. Н. Нечаев поступает (и тоже «на казенный счет», к тому же еще и стипендиатом) в Московское филармоническое музыкально-драматическое училище по специальности «теория композиции музыки».

 

Нечаев скоро обратил на себя внимание редкой одаренностью и исключительным прилежанием, ему «за особые заслуги» был подарен так называемый меценатский рояль.

 

В декабре 1909 г. К. Н. Нечаев получил университетский диплом, но занятия в «филармонии» еще продолжались. Некоторое время молодой юрист находится без всякого содержания, в положении кандидата на судебные должности, а затем начинает работать помощником следователя, позже помощником секретаря в гражданском отделении Московского окружного суда.

 

Трудны были московские годы. Много сил забирала юридическая работа, а музыка все больше наполняла сердце гуманиста и лирика, занимала все его думы о будущем. Нечаев, будучи студентом, сочинял различные музыкальные произведения – романсы, симфонические произведения, камерную музыку. Пришел срок писать дипломную работу в училище, но почти все время уходило на заработки. У Константина Николаевича появилась мысль о том, чтобы временно оставить Москву, поселиться в сибирской глубинке. Сибирь интересовала Нечаева. Край легендарный, суровый и заманчивый, кроме того, виделась возможность совладать с нуждой, поправить здоровье и... приняться серьезно за выпускное сочинение. Потом можно было бы вернуться в Москву, на обещанную работу в «филармонии».

 

В мае 1912 г. К. Нечаев с женой и двумя маленькими детьми переехал в с. Павловское Барнаульского уезда и приступил к исполнению обязанностей мирового судьи, о нем шла молва как о человеке на редкость внимательном, чутком, простом.

 

А в культурной жизни Павловского наступили добрые перемены: из сельской интеллигенции Нечаев создал хор, музыкальный кружок, самодеятельный театр. Его режиссерская изобретательность приводила «артистов» в восторг. Играли «На дне» М. Горького, «Дядю Ваню» А. Чехова, пьесы А. Островского.

 

В душе Константина Николаевича созревает и крепнет решение пожизненно служить Сибири, расстаться с судебной деятельностью и посвятить себя искусству, музыке. Нечаев хлопочет об увольнении из судебных органов, но на все просьбы уездное начальство ответило в 1916 г. переводом его в Барнаул на должность мирового судьи. Поздней осенью 1917 г. в Барнауле установлена Советская власть, старые судебные учреждения распущены. К. Н. Нечаев получает работу секретаря Алтайского союза кооперативов, с этого времени он принял на себя и обязанности руководителя симфонического оркестра и пианиста в кинотеатре «Новый мир».

 

В январе 1920 г. К. Н. Нечаев назначен музыкальным инструктором Пролеткульта и руководителем музыкальной части в Рабочем дворце, затем – заведующим музыкальным подотделом Алтайского губернского отдела народного образования. В порядке шефской помощи он руководит музыкальной частью командных пехотных курсов. К. Н. Нечаев и другие музыканты много заботятся о восстановлении Народной консерватории, товарищем председателя которой он стал в 1920 г.

 

В жизни Константина Николаевича начинается новый плодотворный период. Заведуя учебной частью, он, замечательный пианист, ведет класс специального фортепиано и теоретические дисциплины. По инициативе первых руководителей консерватории при ней открываются двухгодичные курсы хормейстеров рабочих клубов, поначалу ими руководит Константин Николаевич. Рабоче-крестьянская консерватория в начале 1922 г. преобразуется в музыкальный техникум, в декабре 1923 г. – в школу. Школа продолжала готовить музыкантов – учителей пения и музыки для хоров, создаваемых в рабочих клубах, избах-читальнях и Народных домах.

 

В 1922 г. К. Н. Нечаева попросили оказать помощь в налаживании советского правосудия, и он согласился, приняв на себя обязанности народного следователя 2-го участка г. Барнаула. При этом он продолжал и музыкально-педагогическую работу, играл в кинотеатре. В московский и алтайский периоды К. Н. Нечаев много и охотно занимался делом, сейчас отошедшим в историю, – музыкальным иллюстрированием кино. Впервые он сел за инструмент перед экраном в 1909 г., оставил эту работу в 1934 г.

 

В 1926 г. Константин Николаевич попросил освободить его от должности народного следователя, с тех пор к юридической службе он больше не возвращался.

 

C 1926/27 учебного года при Барнаульской музыкальной школе имени А. К. Глазунова были открыты инструкторско-педагогические курсы, руководство ими было поручено Константину Николаевичу.

 

Много труда, знаний и горячей любви он отдал детям, их музыкальному воспитанию. Константин Николаевич долгие десятилетия работал в детских садах. Он пробуждал и растил у дошкольников тонкое чувство красоты и доброты, от него излучался какой-то свет, очень мягкий и радостный. В окружении детей он преображался в чародея из сказки. Радовал и радовался сам, превращаясь в большого мудрого ребенка. У самых маленьких он стремился развить художественный вкус, разучивая с ними доступные детскому пониманию русские народные песни. Для лучшего закрепления впечатлений Нечаев ввел элементы инсценировок, «пение по ролям». Одним из способов пробудить у детей желание участвовать в художественном творчестве был ансамбль ударных инструментов, называемый иногда шумовым. Здесь были разновеликие металлические треугольники, барабаны, бубны, деревянные брусочки, настроенные на разную музыкальную высоту. В руках у каждого «музыканта» палочки или специальный молоточек. Многие такие инструменты делал сам «дядя Костя». Дети исполняли несложные марши, танцы, но разучивались и довольно трудные произведения. Ударный ансамбль часто выступал с концертами на праздниках, во время городских методических конференций музыкальных воспитателей детских садов и по другим поводам.

 

Музыку к играм композитор писал специальную, заранее с нею знакомил воспитателей, и они готовили малышей. Центральной частью игры обычно была яркая и легко запоминающаяся песенка.

 

Для К. Н. Нечаева, большого друга детей, кажется, разгадавшего все тайны детской души, исключительный интерес к детской песне был естественным. Именно в ней наиболее ярко проявилась творческая самоотдача композитора. Он писал, прежде всего, для самого себя, готовясь к музыкальным занятиям с детворой. Тематика песен Нечаева широка: о зверушках, о домашних животных, о природе и временах года, о трудовых процессах, в доступной песенной форме дети посвящались в политические события страны, в них развивалось чувство любви к Родине.

 

Основой вокальной партии у Нечаева является мелодика русской народной музыки. В детских песнях Константин Николаевич достиг высокого мастерства изобразительности. Ярки, живописны у него ритмические и мелодические рисунки, приемы звукоподражания. Лучшие из них привлекают своей искренностью, эмоциональной яркостью и легко запоминаются. Многие чудные детские песни К. Н. Нечаева удивительно современны, милы, свежи.

 

В 1934 г. К. Н. Нечаев переезжает в Новосибирск, где начался второй, еще более интенсивный этап его творческой деятельности.

 

О Константине Николаевиче говорили: «Он был совестью человеческой и музыкантской». Именно человеческая и музыкантская совесть не позволяла уже сложившемуся мастеру жить только старыми опытом и знаниями. Он совершенствовал себя всю жизнь. Искал возможности побеседовать с выдающимися музыкантами, внимательно следил за творческими успехами коллег, за новейшей литературой. Талантливый учитель, он сам непрерывно учился, а в 1940 г. (в возрасте 56 лет!) К. Н. Нечаев окончил Центральный заочный музыкальный педагогический институт (Ленинградское отделение) как музыкальный теоретик.

 

И в Новосибирске К.Н. Нечаев до конца своих дней не расставался со своими самыми маленькими воспитанниками-детсадовцами. Рос город, росла сеть детских учреждений, увеличилось количество музыкальных руководителей, открылся дошкольный методический кабинет, значение эстетического воспитания возросло. Музыкальные воспитатели из Новосибирска, Томска, Бийска, Барнаула, Кемерова собирались на методические совещания, где заглавная роль принадлежала К. Н. Нечаеву. Он вел беседы, давал показательные занятия с ребятами, исполнял музыку для детей свою и других композиторов, делал к ней тонкие комментарии. Таким образом продолжалось распространение и его произведений.

 

Около сорока лет отдано Нечаевым музыкальному воспитанию детей. Детвора всегда с нетерпением поджидала «дядю Костю», и с его приходом жизнь детского сада необычно и радостно преображалась.

 

В те годы было очень трудно с репертуаром для школ и особенно детских садов. Константин Николаевич внес существенный вклад в создание музыки для детей. Им написано более 20 мелодичных, искренних песен, танцев, хороводов и маршей для дошкольников и младших школьников. Музыка была спутницей всех игр и затей, автором которых часто становился сам Нечаев. Во время игры он часто импровизировал на фортепиано, а те импровизации, которые ему нравились, записывал. Нередко так и рождались его интересные сочинения для детей.

 

Уже в конце войны в Новосибирске стали закладываться основы послевоенной музыкальной жизни. В апреле 1944 г. было принято решение восстановить Новосибирскую филармонию (Ленинградская филармония вернулась в родной город), создать при ней симфонический оркестр, женский ансамбль сибирской песни и пляски, эстрадный оркестр, струнный квартет, группу солистов. К. Н. Нечаев был одним из самых авторитетных членов комиссий по приему оперных спектаклей и работал в них на протяжении многих лет.

 

С его именем связано развитие музыкального образования в Новосибирске. Когда-то здесь было лишь два-три десятка учеников. Сейчас в городе и области насчитываются тысячи учащихся музыкальных школ и училищ.

 

В октябре 1945 г. открывается Новосибирское музыкальное училище, с 1946 г. К. Н. Нечаев преподает в нем элементарную теорию музыки и гармонию. В музыкальной школе теперь работает по совместительству. Константин Николаевич обладал завидным педагогическим даром. Педагогическое наследие Нечаева, если его измерять писаными трудами, тем более – публикациями, очень невелико. Основное его наследие – в людях разных поколений, среди нас живущих. Это был превосходный музыкант, даровитый композитор. Уроки Нечаева были необыкновенными, после них даже самый равнодушный полюбил бы музыку. Педагог делал замечания так, как будто по голове гладил. Отстающих учеников у него не было, студенты, занимавшиеся у Константина Николаевича, чувствовали себя как за каменной стеной. Громадная музыкальная эрудиция Нечаева (все классические произведения были у него на памяти, он мог сесть за рояль и сыграть всю 6-ю симфонию Чайковского) сочеталась в нем с необыкновенной скромностью. Константин Николаевич был прекрасным импровизатором, и ученики ждали того момента, когда он сядет за рояль. Умел подать любой предмет, будь то математические задачи, которые он иногда предлагал для оживления мысли, будь то событие общественной жизни, литературное и, конечно, музыкальное произведение. Всегда в предмете раскрывались какие-то новые, неожиданные черты, он становился более значительным, в то же время доступным, простым.

 

К. Н. Нечаев ведет и композиторский кружок, организует училищные конкурсы на лучшее сочинение, председательствует в конкурсных комиссиях.

 

Новосибирский городской отдел по делам искусств делает крупные заказы Константину Николаевичу на сочинение вокальных произведений в сопровождении фортепиано – романсов для концертной эстрады и массовых детских песен. Песни, романсы для взрослой аудитории относятся к гражданской тематике и отражают важнейшие события в жизни страны и народа, в соответствии с характером дарования лучшие произведения композитора – лирические. Песни – самый живой и скорый музыкальный отклик на большие события. Они – постоянные спутники и помощники людей. Интерес музыкальной общественности к творчеству К. Н. Нечаева был немалый, его произведения исполнялись по радио, телевидению, на концертах и школьных вечерах, они и теперь встречаются в детских садах, чаще всего их поют там, не зная имени автора.

 

Отмечались «высокое идейно направленное мастерство музыки каждой песни и хорошее владение формой песни и романса», подчеркивались «оригинальность отдельных мелодических и гармонических оборотов и цельность в осуществлении замысла, соответствие музыки и текста, достаточно красочное и разнообразное по фактуре фортепьянное сопровождение».

 

Особую роль в жизни К. Н. Нечаева и столь же большую роль в музыкальной жизни всей Сибири сыграло его участие в организации Сибирского союза композиторов. Константин Николаевич стоял у его истоков: в 1936 г. он активно сотрудничал в инициативной группе, стремившейся создать Союз, но только в 1942 году было основано Новосибирское отделение Союза советских композиторов. Среди первых сибиряков, принятых в Союз, был и Нечаев, в 1948 г. его избрали председателем организации. В этой должности Константин Николаевич служил искусству до конца жизни. Здесь он вел большую методическую и воспитательную работу. Особенно благотворным было его влияние на талантливую композиторскую молодежь. Авторитет Нечаева в Союзе композиторов был высоким, его совет и критика воспринимались с большим вниманием. Имя композитора К. Н. Нечаева в 40-е годы становится очень популярным в Новосиирске и, благодаря созданию отделения Союза советских композиторов, во всех культурных центрах Сибири. Знают его в Москве, Ленинграде, Киеве. Там продолжали образование ученики Константина Николаевича, известны были и его произведения.

 

С созданием в Новосибирске театра оперы и балета, Сибирского народного хора, симфонического оркестра обострилась проблема кадров. Музыкальное училище не могло обеспечить эти коллективы специалистами высокой квалификации. Было решено открыть музыкальный вуз в Новосибирске. Вместе с другими музыкальными деятелями К. Н. Нечаев, будучи председателем Новосибирского отделения ССК, активно участвовал в организации консерватории, в 1956 г. она была открыта. Константина Николаевича пригласили на кафедру теории музыки на должность старшего преподавателя.

 

В музыке композитор Нечаев был таким же, что и в жизни, – искренним, добрым и простым, он писал в различных жанрах – симфоническом, камерно-инструментальном, вокальном.

 

В списке сочинений К. Н. Нечаева значатся часть симфонии для большого оркестра и две части струнного квартета, ряд пьес для скрипки и виолончели с фортепиано, оркестровые пьесы для озвучивания немых фильмов, ряд переложенных фортепианных пьес для оркестра. Перу Нечаева принадлежат также несколько романсов и массовых песен. Лучшие из них – лирические, но репертуарными стали только песни и некоторые романсы, о чем свидетельствуют многочисленные договоры на создание песен, рекомендации к их исполнению, а также подготовленный к изданию в последние годы жизни самим композитором сборник его вокальной музыки.

 

Творческое наследие К. Н. Нечаева достаточно велико, хотя до сих пор еще полностью не собраны и обстоятельно не изучены все его произведения. По личным документам можно установить, что он написал около 120 произведений. Специалисты-музыковеды, композиторы дают многим из них самую высокую оценку. К сожалению, сам композитор мало заботился об издании и даже сохранении своих произведений. Многих сочинений, указанных в авторских списках, пока обнаружить не удалось. Какие-то единственные экземпляры песен, обработок так и остались на руках у бывших музыкальных воспитателей садов, школьных учителей пения и других музыкальных работников в сибирских городах. Прижизненных изданий сочинений Нечаева не было. Только в 1958–1959 гг. издательством «Советский композитор» в Москве были опубликованы три детские песни: «Весна», «Зима» и «Молодой командир». Осенью 1969 года в Киеве издательство «Музыкальная Украина» выпустило сборник «Крижана казка» («Ледяная сказка»), в котором напечатаны песни К. Н. Нечаева «Зима», «Новогодняя елка», «Мороз». Преподавателями Новосибирской консерватории и сибирскими композиторами составлены два сборника, в которые вошли 17 детских песен К. Н. Нечаева. С помощью множительного аппарата изготовлено и разослано по городам Сибири 300 экземпляров.

 

В настоящее время продолжаются поиски сочинений Нечаева в различных городах Сибири. Удалось собрать пока около 50 песен и инструментальных пьес-миниатюр.

 

Талантливый педагог-воспитатель, один из основателей профессионального музыкального образования в Сибири, Константин Николаевич воспитал большое число музыкантов. Многие ученики К. Н. Нечаева стали видными музыкальными деятелями Сибири и страны, умножили и продолжают умножать славу российского искусства. Это композиторы, исполнители, историки и теоретики музыки. Трудно перечислить их. И еще труднее назвать тех, для кого музыка не стала профессией, но благодаря встрече с Константином Николаевичем прибавила им духовных сил, обогатила их труд, украсила жизнь. Сорок четыре года К. Н. Нечаев отдал Сибири, поделив их поровну между Алтаем и Новосибирском. Он умер 23 октября 1956 года, оставив после себя замечательное наследие – прекрасную музыку, талантливых продолжателей любимого дела.

 

Подготовила Л. М. Харчук

 

25 лет со дня рождения […] Нечаева Константина Николаевича (1884-1956) / Подгот. Л.М. Харчук // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2009. - Новосибирск, 2008. - С. 7-11.

 

Литература

 

[ЕРЕМЕНКО, Г. А.] Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (1945–1955) // Музыкальная культура Сибири : [монография]. – Новосибирск, 1997. – Т. 3, кн. 1. – С. 197–225. На с. 211 – 212 – о К. Н. Нечаеве.

МАРЧЕНКО, Ю. Г. Константин Николаевич Нечаев / Ю. Г. Марченко. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1988. – 109, [2] с. : портр., ноты.

ДОБРОСМЫСЛОВА, О. М. Замечательный сибирский педагог и композитор К. Н. Нечаев // Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917–1945 гг.) : [сб. ст.]. – Новосибирск, 1984. – С. 174–180.

МАРЧЕНКО, Ю. Г. Пионеры музыкального просвещения советской Сибири / Ю. Г. Марченко, Т. А. Роменская // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX–XX вв.) : (межвузовский) : сб. тр. / Гос. музык.-пед. ин-т им. Гнесиных. – М., 1978. – Вып. 37. – С. 5–28.

ЗОБАЧЕВ, И. Старейший композитор и педагог // Совет. Сибирь. – 1954. – 2 июня. – С. 4.

ГОНЧАРЕНКО, С. С. Нечаев Константин Николаевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 569 : портр. – Библиогр.: с. 569.

ГРИГОРЬЕВ, Л. Г. Нечаев Константин Николаевич / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек // Советские композиторы и музыковеды / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. – М., 1981. – Т. 2. – С. 269.

Добавить комментарий