Вы здесь

Невитов Михаил Иванович

Годы жизни: 9 Январь 1887г. - 1969г.

Композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.

 

Судьба известного советского композитора, музыканта, педагога и деятеля музыкальной культуры М. И. Невитова, 120-летний юбилей которого отмечается в начале 2007 года, не одно десятилетие была тесно связана с Сибирью.

 

Михаил Иванович Невитов родился 9 января 1887 года (28 декабря 1886-го по ст. стилю) в городе Вольске Саратовской губернии, в «мелкобуржуазной», по собственным словам, семье. Его отец, мещанин, распродав свое небольшое хозяйство, в 1894 году переехал в Казань, где купил небольшой дом в Суконной слободе. В 1895-м девятилетнего Мишу отдают учиться в реальное училище. Уже с 5 класса ребенок проявляет интерес к музыке: посещает оперные спектакли Глинки, Чайковского, Верстовского, Даргомыжского, симфонические концерты с участием Аренского, Вержбиловича, Черепнина, Ауэра, Кленовского, играет на стареньком рояле и пробует сочинять музыку. В 1899 году умирает отец, и в жизни семьи наступают тяжелые времена. Мать работает учительницей, а с 1904 года, после окончания училища и сам Михаил сначала занимается репетиторством, а затем устраивается домашним учителем к агроному Садырину, депутату 1-й Государственной Думы. И готовится в то же время к поступлению в высшее учебное заведение.

 

В 1905 году Михаил Невитов становится вольнослушателем медицинского факультета Казанского университета и учащимся музыкального училища, возглавляемом Р. Гуммертом. Восемнадцатилетний юноша жадно воспринимает свежие веяния начала XX века. Откликом на революционные события 1905 года стало создание им симфонической поэмы «9 января».

 

Композитор так описывал этот период своей жизни: «По правде сказать, мы тогда плохо разбирались в тонкостях программ и социал-демократов, и социал-революционеров. Они казались близкими друг другу. Все против абсолютизма и царя. Это объединяло молодежь. Отсюда… помощь в организации демонстраций, явки, передачи секретных сообщений… Это, конечно, не могло долго продолжаться».

 

За участие в студенческом движении Невитова арестовывают и после тюремного заключения в 1906 году высылают из Казани на поруки матери в Ярославль. Там Михаил Иванович продолжил свое образование в Демидовском юридическом лицее и музыкальном училище по классу теории композиции у Д. Кучеренко. После его окончания в 1909 году перевелся на юридический факультет Московского университета. Но музыка занимает главное место в жизни студента Невитова. Он становится учеником Р. М. Глиэра и С. И. Танеева, работает аккомпаниатором, хормейстером и преподавателем Московской симфонической капеллы и Ярославских летних регентских курсов.

 

По окончании университета Невитов устроился на должность делопроизводителя хлебного отдела в Московскую городскую управу. Одновременно давал частные музыкальные уроки, занимался творчеством.

 

Революция вызвала у Невитова подъем патриотических чувств и творческой энергии, желание внести свой вклад в строительство новой жизни. С 1918 года Михаил Иванович работает юристом во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по охране железных дорог, а в 1919 – 1920 годах совмещает эту должность с заведованием кондификационным отделом Народного комиссара путей сообщения.

 

Свободное время он по-прежнему отдает музыке. Хоровой инструктор Московского Пролеткульта, кандидат в первое управление профсоюза композиторов, секретарь бюро композиторского коллектива Всерабиса… Постоянно растут масштабы музыкально-общественной жизни этого человека. Невитов вносит предложения по пересмотру системы преподавания в музыкальных студиях, излагая их в виде служебной записки под названием «К вопросу о преподавании гармонии и контрапункта в студиях Пролеткульта». При этом он остается преданным академическим традициям. Так зарождается еще одна область многогранной деятельности Невитова – музыкально-методическая.

 

Колоссальная нагрузка, материальные трудности не стали для Михаила Ивановича преградой в главном – музыкальном творчестве. Созданные композитором в эти годы вокальные и фортепьянные миниатюры, монументальный хор «Гимн коммунаров», «Симфоническая поэма» отличались романтическим горением и верой в победу идеалов равенства и свободы. В мае 1919 года Михаил Иванович с другими молодыми музыкантами, среди которых Г. Лобачев, В. Нечаев, В. Степанов, С. Фейнберг и др., принимает участие в так называемой музыкальной выставке, которая явилась их своеобразным творческим отчетом. В концертах этого «фестиваля» были исполнены две фортепьянные пьесы Невитова: «Поэма» и «Вальс», а также романсы на слова Тютчева, Шелли, Шагинян, Бальмонта.

 

Одиннадцать лет, проведенных Михаилом Ивановичем в Москве, духовно обогатили его. Знакомство с творчеством прославленных мастеров музыкального искусства – Собинова, Шаляпина, Нежданова, Рубинштейна, Глазунова – расширило сферу его интересов, привело к осознанию обязанности художника перед народом найти свое место в формировании новой культуры.

 

В июне 1920 года по путевке Народного комиссариата путей сообщения Невитов приезжает в Омск в качестве руководителя самодеятельного хора железнодорожного завода. Так труд музыканта становится главным делом его жизни, а юриспруденция переходит в область его полезной общественной нагрузки.

 

Жизнь в Омске складывается нелегко. Голод, холод, тиф, безработица, общая неустроенность – таковы последствия интервенции и колчаковщины в Сибири. Железнодорожный клуб имени Лобкова – место работы Михаила Ивановича – находился в трех километрах от города. Пара валенок, дрова, мука были лучшим вознаграждением за труд. Но энтузиазм, любимое дело, стремление повысить культурный уровень окружавших его людей помогли справиться с трудностями. Вскоре в клубе была поставлена одна из первых русских опер «Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова-Соколовского. Кроме этого, Невитов работает в открывшейся осенью 1920 года музыкальной школе, где преподает теоретические предметы.

 

Но главное поле деятельности, любовь и смысл жизни, испытание на зрелость Михаила Ивановича – это музыкально-педагогический техникум, созданный весной 1921 года на базе Омской единой музыкальной школы 3-х ступеней. В этом учебном заведении Невитов проработал до 1932 года в качестве заведующего учебной частью, преподавателя, директора. Для Омска техникум стал в те годы центром музыкальной культуры.

 

Невероятно велик и объем общественной работы композитора Невитова: член правления Омского губернского отделения Союза РАБИС, член Омского горкома РАБИС, делегат всех губернских, окружных, краевых конференций, съездов, пленумов Союза РАБИС, организатор и пропагандист «Рабочей академии» общества «Музыка – массам» и Омского музыкального общества, разработчик музыкальных программ первой городской радиовещательной станции, главный консультант всех городских торжественных мероприятий, руководитель курсов по повышению квалификации местных музыкантов, судебный народный заседатель и др. В эти годы им создано много произведений, среди которых кантаты «Октябрь», «Первомай», «Октябрьский дождь», «Против войны», а также камерные произведения, исполнителями которых часто становились учащиеся музыкального техникума.

 

В 1932 году Невитов переезжает в Новосибирск. Он занимает должность инспектора и методиста краевого управления зрелищными предприятиями, что позволяет ему познакомиться с состоянием музыкального просвещения и вплотную заняться его усовершенствованием. Результатом этой деятельности было открытие в 1934 году музыкальной школы, директором которой и стал Михаил Иванович. Особой популярностью пользовался школьный симфонический оркестр, возглавляемый Невитовым. Вокруг композитора группировалась творческая молодежь. Работоспособность этого человека не знала границ: лектор, педагог, участник фольклорных поездок. Создание музыкальных школ в Новокузнецке, Анжерке и Прокопьевске – также заслуга Невитова.

 

В 1940 году Союз композиторов поручил Михаилу Ивановичу открыть в Сибири свое отделение. Это стало возможным в годы войны, когда в Новосибирск эвакуировались многие видные музыканты, среди которых Мравинский, Свиридов, Соллертинский, Блантер, Фельцман и др. День 25 января 1942 года стал днем рождения Союза сибирских композиторов (ССК). Невитов был избран первым председателем ССК.

 

В победном 1945 году было открыто в Новосибирске музыкальное училище. Шесть лет Михаил Иванович руководил этим учебным заведением. Оно стало настоящей базой подготовки специалистов высокой квалификации. Мечтал композитор и о создании в Новосибирске консерватории.

 

В 1948 году Невитова избрали делегатом 1-го Всесоюзного съезда советских композиторов.

 

В послевоенном творчестве композитора важное место занимают кантата «Сибирь родная», поэмы для симфонического оркестра, камерно-инструментальные произведения для разных составов, романсы и песни, музыка к спектаклям.

 

Даже в преклонном возрасте Михаил Иванович продолжал вести большую общественную работу. Ему было за семьдесят, а он состоял внештатным лектором областного управления по музыкальным учебным заведениям, поэтому посещал уроки, педагогические советы и другие мероприятия. В 77 лет он обследовал два десятка сельских музыкальных школ на общественных началах.

 

Умер Михаил Иванович Невитов в 1969 году. За долгие годы работы в музыкальных учебных заведениях он воспитал не одно поколение прославленных музыкантов, среди которых композиторы В. Шебалин, В. Бунин, Л. Аустер, певица Д. Пантофель-Нечецкая, скрипач Э. Грач, музыковед Б. Ерзакович, хормейстер А. Каторгин и др.

 

Гутыра Т.Н. 120 лет со дня рождения композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля Невитова Михаила Ивановича // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год.

 

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

[ГОЛОВНЕВА Н. И.] Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (1945-1955) / [Н. И. Головнева] // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3, кн. 1. – С. 197 – 225.

МИТИНА С. В. Дарила Сибирь вдохновение / С. В. Митина, В. Т. Митин. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1994. – 62, [1] с. : портр., [8] л. ил., портр.

МАРЧЕНКО Ю. Пионеры музыкального просвещения Советской Сибири / Ю. Марченко, Т. Роменская // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX-XX вв.) : межвуз. сб. – М., 1978 [вып. дан. 1979]. – С. 5 – 28. – (Сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных ; вып. 37).

МАРЧЕНКО Ю. Музыкант и педагог / Ю. Марченко, Т. Роменская // Веч. Новосибирск. – 1973. – 20 сент. – С. 3.

ГОНЧАРЕНКО С. С. Невитов Михаил Иванович / С. С. Гончаренко // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 565 : портр. – Библиогр.: с. 565.

ГРИГОРЬЕВ Л. Г. Невитов Михаил Иванович / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек // Советские композиторы и музыковеды : справочник / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. – М., 1981. – Т. 2. – С. 264. – Список соч.: с. 264.

ЯМПОЛЬСКИЙ И. М. Невитов Михаил Иванович / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 926 – 927. – Библиогр.: стб. 927.

ГАНО. Ф.Р.-1812 (личное дело); Ф.Р-1819. Оп. 1. Предисловие; Д. 1. ЛЛ. 4, 12-13 об., 19, 19 об., 21, 21 об., 23-24 об., 25, 25 об., 40, 40 об., 54-65 об., 67-68 об., 73-77; Д. 15. Л. 1; Д. 25. ЛЛ. 4-6, 12-34; Д. 26. Л. 16; Д. 39. ЛЛ. 56, 57; Д. 43. ЛЛ. 7, 9-17.

Добавить комментарий