Вы здесь

Моисеев Михаил Федорович

Годы жизни: 1882г. - 1955г.

Артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист РСФСР, художественный руководитель балетной студии, главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета в 1944-1949 гг.

 

Михаил Федорович Моисеев родился в 1882 году в дореволюционной Москве. Как художник сформировался еще до Октябрьской революции. В 1899 году он окончил Московское хореографическое училище по классу Н. Домашева и В. Тихомирова. С 1903 по 1910 год работал артистом балета в московской опере С. Зимина. В 1910-м Михаил Моисеев в составе труппы Анны Павловой гастролировал по Соединенным Штатам Америки.

 

Балетмейстерскую деятельность М. Ф. Моисеев начал в 1918 году в Воронеже постановками «Коппелии» Л. Делиба (1918) и «Лебединого озера» П. Чайковского (1919), где также выступал в ведущих партиях. Позже он руководил балетными коллективами в театрах Харькова, Одессы, Свердловска, поставил десятки балетных спектаклей в Одессе, Тбилиси, Харькове, Свердловске, Иркутске, Воронеже и других городах. Возобновил балеты классического наследия. Среди них «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда» А. Глазунова, «Спящая красавица» П. Чайковского. С его именем связано рождение семи советских балетов современных композиторов. Он поставил «Красный мак» Р. Глиэра (Харьков, 1927); «Карманьолу» В. Фемилиди (Одесса, 1930); «Ференджи» Б. Яновского (Одесса, 1931 и Свердловск, 1934); «Анаит» А. Тер-Петросяна (Ереван, 1940); «Камбар и Назым» В. Великанова (Алма-Ата, 1950).

 

Самым значительным периодом в творчестве М. Ф. Моисеева стала его работа в Новосибирском театре оперы и балета. Балетмейстер был приглашен в труппу во время войны, в середине 1944 года, когда в Новосибирске начал формироваться коллектив одного из крупнейших музыкальных театров страны. Первые шаги и успехи новосибирской балетной труппы невозможно представить без М. Ф. Моисеева.

 

Для огромной сцены театра требовался большой балетный ансамбль – не менее 100 – 120 артистов. Чтобы готовить их, в апреле 1944 года при театре открылась балетная студия, первым руководителем и педагогом которой был солист балета Дмитрий Константинович Кирсанов. М. Ф. Моисеев по приезде из Еревана стал ее художественным руководителем и к открытию театра начал готовить профессиональные кадры. Среди студийцев оказалось немало молодых рабочих и служащих, которые занимались здесь «без отрыва от производства». После открытия театра они перешли туда работать. М. Ф. Моисеев опекал своих питомцев по-отцовски. Он не прощал промахов, но и защищал от неприятностей. Как вспоминает о нем артистка балета В. Ювачева: «Михаил Федорович Моисеев, наш первый главный балетмейстер, обладал многими достоинствами. И, в первую очередь, смелостью, умением собрать и сплотить людей. Ведь поначалу балетная труппа имела только человек десять опытных профессионалов. Остальные артисты – без школы. Приходилось учить их, как говорится, на ходу, вести занятия в студии, организованной при театре». Михаил Федорович был требовательным педагогом, развивал в своих учениках танцевальность, артистизм, воспитывал работоспособность. Причем воздействовал он, прежде всего, личным примером.

 

Балетмейстер с почти пятидесятилетним стажем сценической работы продолжал выступать на сцене и танцевал прекрасно. Так, в спектакле «Иван Сусанин», которым 12 мая 1945 года открылся новосибирский театр, он выступал в роли распорядителя бала в «польском» акте. Благородство манеры, огненная экспрессия отличали его исполнение. Зрители восторженно принимали каждый выход Михаила Федоровича. Он в совершенстве владел искусством перевоплощения, однако в чем-то трактовка той или иной роли оказывалась автобиографичной, раскрывала какие-то черты его характера, творческой манеры, жизненного опыта. Казалось, самого себя Моисеев играл в балете «Доктор Айболит», хотя свой внешний облик он менял кардинально. В первую очередь узнаваемы были его доброта, стремление всем помочь. Та же В. Ювачева вспоминает: «Не забуду никогда первого Айболита – Моисеева. Полный такой человек в белой панаме, очень добрый, с юмором. Настоящий детский доктор. И сердился он не сердито, и грозил не всерьез. Видимо, Михаил Федорович любил детей, животных, вообще все живое. На сцене он буквально излучал эту любовь».

 

В Новосибирском театре оперы и балета М. Ф. Моисеев трудился неполных пять лет, но трудно сейчас понять, как ему удалось с 1945 по 1949 год столько сделать. Михаил Федорович поставил балеты «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Доктор Айболит» И. Морозова, «Раймонда» А. Глазунова, «Фадетта» Л. Делиба, «Аленький цветочек» К. Корчмарева. Поставлены им были и танцы в операх «Иван Сусанин» М. Глинки, «Кармен» Ж. Бизе, «Севастопольцы» М. Коваля, «Русалка» А. Даргомыжского, «Аида» Дж. Верди, «Демон» А. Рубинштейна, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина. Выступал М. Ф. Моисеев в эти годы и как оперный режиссер – им созданы сценические версии опер «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Травиата» Дж. Верди.

 

Первый балет («Корсар»), поставленный М. Ф. Моисеевым на сцене Новосибирского театра оперы и балета в 1946 году, а затем и его же постановка «Лебединого озера» окончательно утвердили появление в Новосибирске профессиональной балетной труппы. А сказкой о докторе Айболите открылся список балетов, чья сценическая жизнь началась в Новосибирске.

 

Балет «Доктор Айболит», получивший широкое распространение и у нас в стране, и за рубежом, создавался в Новосибирске в 1947 году в тесном контакте композитора И. Морозова, балетмейстера М. Ф. Моисеева, дирижера И. Зака и режиссера новосибирского театра С. Малявина.

 

В биографии молодой балетной труппы «Айболит» стал третьим спектаклем. Но в рождении современного оригинального полотна артисты участвовали впервые. Когда работали над балетом, М. Ф. Моисеев водил молодых артистов, исполняющих партии зверюшек, в зоопарк, изучать повадки животных, их привычки, манеру двигаться. В балетном зале актеры старались воспроизвести наиболее характерное из подмеченного, сочиняли биографии своих героев, рисовали костюмы... Балетмейстер поощрял такое творчество, стремился развить интересные наблюдения. Даже самая маленькая эпизодическая партия отделывалась так тщательно, любовно, имела свое действие и линию развития, что казалась самой важной и запоминающейся.

 

Не жалел красок и фантазии художник Б. Г. Кноблок. В сцене сна он применил новшество для того времени – светящиеся краски. Спектакль получился нарядным, светлым, сказочно-праздничным.

 

Прекрасная особенность нового балета состояла еще и в том, что в нем как бы отсутствовали роли второго плана. Невозможно было представить, чтобы спектакль мог существовать без тех или иных персонажей. Каждая партия создавалась с большой любовью, запоминалась, потому и поделить роли в спектакле на главные и второстепенные представлялось весьма затруднительным.

 

В 1948 году создателям спектакля «Доктор Айболит» – композитору И. Морозову, постановщику М. Моисееву, художнику Б. Кноблоку, дирижеру И. Заку и исполнительнице роли Танечки А. Беловой была присуждена Сталинская премия в области балетного искусства. Спектакль, родившийся в стенах молодого театра, стал любимейшим на долгие годы не только у новосибирской детворы. Вскоре он был поставлен и в других городах Советского Союза: Москве (1948), Ленинграде (1948), Свердловске (1948), Перми (1950), Куйбышеве (1951), Челябинске (1957)… Сорок лет жил балет на сцене новосибирского театра. Сменилось не одно поколение зрителей и исполнителей. И каждое представление балета, которых за эти годы прошло более четырехсот, проходило с аншлагом.

 

Современные постановки М. Ф. Моисеев чередовал с обращением к классике. В 1948 году он поставил балет А. Глазунова «Раймонда». Этот сложный для любой труппы спектакль балетмейстер поставил практически без купюр. Впервые на новосибирской сцене исполнялась вариация четырех кавалеров. Перед последней частью кавалеры клали мечи на пол у ног и по очереди исполняли двойные туры в воздухе.

 

Последней работой М. Ф. Моисеева на новосибирской сцене, поставленный им в 1949 году, был новый балет на музыку современного советского композитора К. Корчмарева «Аленький цветочек». Композитор написал мелодичную, напевную музыку. Оформлял постановку художник Б. Кноблок. Вновь, как и в «Докторе Айболите», он использовал светящиеся краски. Однако на этот раз прием задуман был не как красочный эффект, а как средство более полного раскрытия драматургии. В главных партиях выступили артисты М. Собо, Е. Ефимов, А. Белова. М. Ф. Моисеев (ему уже было 67 лет!) исполнял партию отца Маши.

 

В течение своей жизни Михаил Федорович очень много времени уделял обучению артистов балета и воспитанию молодых балетмейстеров. Среди его учеников – Ю. Ковалев, В. Кононович, С. Сергеев, Г. Язвинский, Г. Абрамова, И. Копейкина, Г. Трубкин, Л. Матасова, С. Шиленок, Г. Ледях.

 

В 1948 году М. Ф. Моисееву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1955-м, когда он уже работал балетмейстером Вильнюсского театра оперы и балета, – заслуженного артиста Литовской ССР.

 

Летом 1955 года Новосибирский театр оперы и балета находился на гастролях в Москве. Михаил Федорович Моисеев приехал из Вильнюса посмотреть на своих бывших учеников. Но случилось так, что во время этих гастролей он умер. И в последний путь, волею судьбы, бывшего главного балетмейстера провожали артисты новосибирского балета.

 

Попова Т.В. 125 лет со дня рождения артиста балета, балетмейстера и педагога, заслуженного артиста РСФСР Моисеева Михаила Федоровича [...] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

РОММ В. В. Первые шаги / В. В. Ромм // Большой театр Сибири / В. В. Ромм. – Новосибирск, 1990. – С. 21 – 57 : ил., портр.

КАНДИН В. Экзамен на зрелость : [«Корсар», 1946 г.] / В. Кандин // Сов. Сибирь. – 1947. – 21 февр. – С. 4.

КАЗАКОВА О. «Лебединое озеро» / О. Казакова, Л. Александрова // Сов. Сибирь. – 1947. – 23 мая. – С. 3 : ил.

РОММ В. В. Сорок лет со дня первой постановки балета И. Морозова «Доктор Айболит» [1948 г.] / В. В. Ромм // Сов. балет. – 1988. – № 4. – С. 58 – 59 : портр. – (Страницы календаря).

КАЗАКОВА О. «Фадетта» / О. Казакова // Сов. Сибирь. – 1948. – 17 окт. – С. 3.

«АЛЕНЬКИЙ цветочек» : (новая постановка Новосиб. театра оперы и балета) // Огонек. – 1949. – № 34. – С. 27 : ил.

МАЛКОВ М. Н. Моисеев Михаил Федорович / М. Н. Малков // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 535. – Библиогр.: с. 535.

МИРОНОВ С. А. Моисеев Михаил Федорович / С. А. Миронов // Театральная энциклопедия. – М., 1964. – Т. 3. – Стб. 878 – 879. – Подпись: Ст. М.

Добавить комментарий