Вы здесь

Черноусов Анатолий Трофимович

Годы жизни: 1937г. - 2000г.

Писатель.

 

Лет пятнадцать назад имя этого новосибирского писателя было хорошо известно всесоюзному читателю. Дебютировав в 1968 году в «Сибирских огнях» рассказом «Хобби инженера Забродина», А. Черноусов сразу привлек к себе внимание и активно включился в литературный процесс. Его охотно публикуют региональные и столичные журналы, книги повестей и рассказов выходят в Новосибирске и Москве, переводятся на болгарский, польский, венгерский и другие языки. Более десятка повестей, роман, множество рассказов и новелл создано им за три десятка лет литературной деятельности. Весьма высоко оценивала творчество А. Черноусова критика (а надо сказать, что редко какой литературный обзор в 70-х – 80-х годах XX столетия обходился без упоминания его имени), и едва ли не каждое новое его произведение вызывало полемику и дискуссии.

 

Говоря об А. Черноусове, хотелось бы отметить прежде всего вот какое достаточно редкое для творческой личности (говорящей, кстати, о ее цельности) обстоятельство: как писатель он сложился сразу. Разумеется, со временем набирался он литературного опыта и мастерства, совершенствовался как художник, тем не менее практически весь основной круг идей, проблем, взглядов, конфликтов, моделей человеческих взаимоотношений заложен уже в первых черноусовских вещах, в которых он недвусмысленно давал понять, что его безраздельные симпатии на стороне людей неравнодушных, беспокойных, энергичных, целеустремленных, не на словах, а на деле выступающих против рутины и косности, бюрократизма и безответственности. [...]

 

Герой такого типа как раз и явился выразителем идей и взглядов А. Черноусова, его мироощущения – мироощущения настолько же остросоциального, критического, насколько и оптимистического. И не случайно лучших черноусовских героев объединяют при всей их непохожести стремление докопаться до сути того или иного явления, с которым приходится им сталкиваться, душевная открытость, совестливое и поистине творческое отношение ко всякому, пусть даже и «непривычному» для них делу.

 

И мы становимся свидетелями того, как творческая энергия инженера Забродина («Хобби инженера Забродина») буквально взрывает сонную безмятежность отдела, куда он приходит работать. Видим, как нежданно-негаданно, став пионервожатым, рабочий Иван Кувшинников («Экипажи готовить надо») на практике доказывает, насколько нетерпимы формализм и шаблон в ответственнейшем деле воспитания юного поколения. Не приемлет штампа в работе, бездумно-механического исполнительства студент-практикант Андрюха Скворцов («Практикант»). Пытается, поставив его на разумную технико-экономическую основу, по-иному подойти к нудному и малопроизводительному процессу уборки картофеля преподаватель Смирнов, оказавшийся со своими студентами в совхозе («Непривычное дело...»).

 

Более того, и само-то осмысление жизни у героев А. Черноусова происходит именно через творческое постижение окружающего мира, через диалектическое преодоление общеизвестного и затвержденного, как случилось это, например, с главным героем повести «Чужие».

 

Речь в ней идет о современном баптизме, который, как понимает, столкнувшись с ним ближе, вузовский преподаватель Климов, совсем не похож на привычное представление о нем как о мире темном и невежественном. В повести сталкиваются вполне типичный интеллигент начала 80-х годов – неглупый, рационалистический, но зашоренный идеологическими догмами своего времени – и люди, мыслящие более широко и глубоко, по-своему цельные, а главное – глубоко верующие, убежденные.

 

Мысль об убежденности как духовном стержне личности, впервые обозначившаяся в произведениях А. Черноусова еще в конце 70-х, стала сквозной в его творчестве. [...] А базируется, кстати говоря, на собственной убежденности писателя в том, что человек может и должен быть морально и духовно выше, сильнее, нравственно чище, что к достижению этого можно идти только будучи предельно требовательным и взыскательным к себе самому. [...] И убежденность свою А. Черноусов, писатель и гражданин, умел передать читателям. Книги А. Черноусова при его жизни пользовались немалой популярностью и не залеживались на полках. Сказывались, конечно, и талант, и мастерство художника, но и глубокое знание жизни – тоже. Прежде чем стать писателем, А. Черноусов прошел непростой и нелегкий жизненный путь. Родился он в 1937 году в селе Новокарасук Омской области. Военное и послевоенное детство, безотцовщина, ранняя самостоятельность (обо всем этом писатель с большой теплотой и сердечностью расскажет в автобиографической повести «Чалдоны»). В 17 лет будущий писатель впервые попадает в большой город. Он оканчивает Омский политехнический институт, после чего почти полтора десятка лет заводского (слесарем-сборщиком, инженером-конструктором) и педагогического (преподавание в техникуме, вузе) стажа. К этому следует прибавить многочисленные поездки по стране... [...]

 

И вот еще что хотелось отметить, вспоминая сегодня прозу А. Черноусова – ее полемичность. Ее герои, а за ними, конечно, и сам писатель всегда готовы к острому диалогу, спору, борьбе за истину. В этом плане творчество А. Черноусова являет собой многоголосый диспут, во многом достаточно злободневный, интересный и сегодня, когда вроде бы и в другой стране мы живем, и в иных реалиях. А оставаться современным не только для своей эпохи – свойство уже настоящего искусства, настоящей литературы.

 

Внешне [...] творческая судьба А. Черноусова складывалась удачно. Вполне благополучный советский писатель, он был к тому же довольно заметным (по крайней мере, в пределах своего региона) культурным и общественным деятелем: не раз избирался депутатом местных Советов, членом Новосибирского горкома КПСС, был председателем Новосибирской писательской организации, делегатом съездов писателей России...

 

Но это – внешне. За фасадом внешнего благополучия (а Анатолий Трофимович, надо сказать, не любил жаловаться на невзгоды, свои горести и печали обычно нес в себе) все подчас было сложнее и даже драматичнее. Бывали у А. Черноусова творческие неудачи и кризисы. Бывало и так, что, подвигая своих литературных героев к преодолению схем и шаблонов, он и сам оказывался в плену собственных художественных стереотипов. Как случилось это, например, в его романе «Круги».

 

Он явился последней крупной вещью А. Черноусова, которой писатель как бы подвел черту под советским периодом своего творчества. «Круги» трудно отнести к удачам автора, тем не менее в них достаточно ярко выразились и эпоха, получившая название развитого социализма, и личность самого художника со всеми ее сильными и слабыми сторонами.

 

Постсоветский период в творчестве А. Черноусова куда менее продуктивен. С десяток небольших рассказов, две повести, одна из которых – «Сомнения Калинникова» – была напечатана в журнале «Сибирские огни» (1999, № 4), кое-что в черновиках, набросках, наметках...

 

В общем-то и понятно. Последние десять лет жизни были для А. Черноусова во всех отношениях не лучшими. По семейным причинам он поселился на глухой городской окраине. Чтобы прокормиться, дворничал, потом повезло – устроился корректором в одну из новосибирских газет, где дотянул до пенсии. (Кстати, один любопытный штрих, говорящий об удивительной скромности этого человека: чуть ли не до самого его увольнения в редакции даже не подозревали, что работают бок о бок с известным писателем). Но куда хуже и страшнее были все-таки не житейские неурядицы. Самое болевое было то, что рухнул мир, в котором родился, вырос, прожил лучшую часть своей жизни и которому верой и правдой служил талантливым пером А. Черноусов, рухнула главная опора его существования. В новом же мире писатель и гражданин А. Черноусов найти свою нишу так и не смог, хотя честно пытался осмыслить происходящее вокруг. Это, в частности, нашло отражение в повести «Сомнения Калинникова», названной по имени ее главного героя – «инакомыслящего», восстающего против любых схем и шаблонов (любимый герой А. Черноусова снова оказался в строю!). Использует здесь писатель и свой излюбленный художественный прием – диалог-диспут персонажей. Только в данной вещи это скорее диспут с самим собой по поводу места свободной творческой личности в современном бытии. Диспут, который остался писателем по существу незавершенным, без ответов на ряд важных вопросов.

 

Со временем, возможно, ответы эти были бы найдены, но времени-то как раз ему и не было в достатке отпущено. Смерть уже поджидала писателя на пороге.

 

Умер Анатолий Трофимович Черноусов на стыке двух тысячелетий жарким летним днем от традиционной болезни русских литераторов – чахотки, имеющей и более возвышенное медицинское название – туберкулез. А было ему в тот момент чуть за шестьдесят.

 

Новые времена, говорят, – новые песни. Но будут ли востребованы старые? Конечно, будут, если они талантливы, если выражают человека и его время. А именно к таковым, без сомнения, относятся и лучшие произведения новосибирского прозаика Анатолия Черноусова [...]

 

Горшенин А. В. 70 лет со дня рождения писателя Черноусова Анатолия Трофимовича // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Круги : роман / А. Т. Черноусов. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 296 с. : ил.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. По совместительству : повесть [«Чалдоны»], рассказы / А. Т. Черноусов. – М. : Сов. писатель, 1986. – 464 с. : ил.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Предначертание : рассказы / А. Т. Черноусов. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1986. – 160 с. : ил.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Делай то, за чем пришел : повести и рассказы / А. Т. Черноусов. – М. : Молодая гвардия, 1978. – 270 с. : ил.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Экипажы готовить надо : [одноим.] повесть и рассказы / А. Т. Черноусов. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. – 261 с. : ил.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Пивоваров ; Сила искусства ; Плач по оставленному дому : [из послед. рассказов] / А. Т. Черноусов // Сов. Сибирь. – 2001. – 29 июня. – С. 28 : ил., портр.

ЧЕРНОУСОВ А. Т. Сомнения Калинникова : повесть / А. Т. Черноусов // Сиб. огни. – 1999. – ГОРШЕНИН А. В. Жизнь и проза Анатолия Черноусова : (К 65-летию со дня рождения) / А. В. Горшенин // Сов. Сибирь. – 2002. – 14 марта. – С. 4 : портр.

ПРОТОПОПОВА Е. П. История через себя / Е. П. Протопопова // Новосиб. арх. вестн. – 2002. – № 9. – С. 106 – 112.

ЧЕРНОУСОВ Анатолий Трофимович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 957 : портр. – Библиогр.: с. 957.

ЯНОВСКИЙ Н. Н. Черноусов Анатолий Трофимович / Н. Н. Яновский // Материалы к словарю «Русские писатели Сибири XX века» : биобиблиогр. сведения / Н. Н. Яновский. – Новосибирск, 1997. – С. 172.

АНАТОЛИЙ Черноусов : рек. указ. лит. / Новосиб. обл. юнош. б-ка ; сост. А. П. Павлюкевич. – Новосибирск : [Полиграфкомбинат], 1978. – 15, [1] с., [1] л. портр. – (Писатели-сибиряки молодежи).№ 4. – С. 110 – 146.

Добавить комментарий