Вы здесь

Бороздин Алексей Иванович

Дата рождения: 29 Марта 1937г.

Заслуженный работник культуры РФ, педагог, виолончелист и композитор, директор новосибирского образовательно-оздоровительного центра для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

 

«Музыка имеет колоссальное, мощнейшее воздействие на человека. Сколько угодно можно говорить о любви. Но вот на экране вы видите два силуэта, – и заиграла скрипка. Несколько секунд музыки вам достаточно, чтобы увидеть, что это – любовь. Здесь то же самое. Ребенок не говорит, или еле лопочет с большим трудом, но мелодия, ритмический рисунок вынуждают его выговаривать правильно, находить правильные звукосочетания, чтобы получилось слово, то самое, какое он не может сказать. Но, оказывается, может спеть! Не сразу, но ему захочется петь.

 

Музыка диктует. Я убедился, что эти упражнения воздействуют, развивают и очищают речь». Эти слова принадлежат нашему земляку, заслуженному работнику культуры России, основателю Муниципального образовательно-оздоровительного городского Центра для детей дошколь ного возраста с нарушениями интеллекта (тяжелые формы), Алексею Ивановичу Бороздину – человеку поистине необыкновенному, сумевшему соединить в себе два больших таланта – музыканта и педагога. Он и его последователи пытаются достучаться до сознания больных детей, помочь им найти контакт с внешним миром. И результаты поразительны: у их подопечных начинается своя жизнь, они находят свое место среди людей.

 

А. И. Бороздин – сын потомственного казака. После окончания Курского музыкального училища по классу виолончели он поступает во Львовскую консерваторию, но в начале 1960-х по приглашению профессора А. Котляревского переводится в Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки. Тогда многие молодые люди из западных областей СССР рвались в Сибирь. Им казалось, что самые главные события происходят именно здесь.

 

В 1962 году, будучи еще студентом консерватории, А. И. Бороздин становится одним из первых преподавателей открывшейся в Академгородке музыкальной школы № 10. Здесь он организовал класс виолончели, на базе которого позже создал ансамбль виолончелистов. За сорок лет педагогической деятельности А. И. Бороздин воспитал более семидесяти лауреатов всевозможных конкурсов – от городских до международных.

 

Знакомясь с деятельностью А. И. Бороздина, поражаешься многообразию его увлечений, тому, как много успел он сделать. Когда в декабре 1962 года при Доме культуры «Академия» появился самодеятельный симфонический оркестр, А. И. Бороздин сразу же влился в его состав и три десятка лет отдал этому коллективу. Немало занимался он и композиторской деятельностью, создав более сотни романсов, песен для детей и взрослых. Десять лет А. И. Бороздин вел в газете «Наука в Сибири» на общественных началах раздел «НИИюмор». В те же шестидесятые годы началось его увлечение фотографией. Он не выбирал сюжеты, а просто снимал то, что останавливало внимание. О несомненном таланте Бороздина-фотохудожника говорят его персональные фотовыставки в Доме ученых Академгородка, центре «Сибирь – Хоккайдо», Союзе журналистов, областной администрации и филармонии в Новосибирске, а также выставки, прошедшие в Звенигороде, Кемерово, Москве, высоко оцененные специалистами. Особо отмечалось умение автора передать настроение, почувствовать состояние природы.

 

Многогранна научная и просветительская деятельность Бороздина-музыканта. Алексей Иванович читает лекции о творчестве малоизвестных и полузабытых отечественных и зарубежных композиторов.

 

А еще занимается исследованием жизни и творчества выдающегося чешского композитора XVIII века Йозефа Мысливечека. Его музыкой восхищался когда-то сам Моцарт, ему рукоплескала публика лучших оперных театров Европы. Но затем творчество композитора было забыто, и его музыка не исполнялась два века. Практически не сохранилось печатных нот его произведений, остались лишь разрозненные рукописи партитур в театрах и частных коллекциях. Увлечением музыкой «божественного чеха» (так называли Мысливечека в Италии) А. И. Бороздин обязан книге Мариэтты Шагинян «Воскрешение из мертвых», посвященной жизни и творчеству этого композитора. В дальнейшем известная писательница подарила Алексею Ивановичу ценнейшие фотокопии партитур, привезенных ею из архивов Италии, Франции и других стран. Рукописи XVIII века имеют свою специфику, и требуется кропотливая работа по их переводу на современный музыкальный язык. Почти десять лет каждый вечер Алексей Иванович с увлечением работал над восстановлением чудесной музыки. В 1981 г. Бороздин был гостем правительства Чехословакии. На протяжении месяца ему дана была возможность работать в архивах и библиотеках страны. Всего же в результате этой работы А. И. Бороздин возвратил к жизни семь с половиной тысяч страниц партитур чешского композитора. А это четыре оперы, шесть квартетов, девять симфоний, семь дивертисментов для струнных, концерт для фортепьяно, концертные арии (три из них были подготовлены специально для народного артиста СССР, солиста Большого театра Евгения Нестеренко) и другие сочинения. Сорок произведений выдающегося чеха были впервые исполнены за это время в Новосибирске! В 1992 году силами оперной студии Новосибирской государственной консерватории была поставлена опера Мысливечека «Сконфуженный Парнас». Опера была написана и поставлена композитором в Парме в 1765 году и с тех пор ни разу не исполнялась, поскольку рукопись считалась утерянной. В афише было особо отмечено, что «нотный материал подготовил Алексей Бороздин». Алексей Иванович подарил программы из произведений Мысливечека городам: Москве, Казани, Омску и Ташкенту. Эти концерты имели большой успех у музыкальной общественности этих городов.

 

Поразительно, но увлечения А. И. Бороздина не мешали, а, наоборот, способствовали его основной деятельности. В процессе работы над наследием Мысливечека он становится прекрасным педагогом, подготавливает целую плеяду талантливых музыкантов.

 

От практики, личного опыта шел А. И. Бороздин и к созданию своей методики, авторской школы, которая стала главным делом его жизни и теперь известна далеко за пределами Новосибирска как Школа Бороздина.

 

А начиналось все случайно. Как и всем учителям музыки, А. И. Бороздину приходилось подрабатывать частными уроками, готовить ребятишек к поступлению в музыкальную школу. На дом к музыканту приводили детей с отсутствием музыкального слуха, музыкальной памяти, ритма. Среди них попадались с серьезными заболеваниями, с нарушениями психических процессов, двигательных реакций, речи.

 

«Когда я однажды, тридцать лет назад, увидел существо не говорящее, плохо ходящее, то первая реакция была – бежать. Но это в первое мгновение. А вообще-то в моей жизни не было случая, чтобы я отступил когда-нибудь перед тем, что меня заинтересовало. Я тут же начал искать пути к этому ребенку – за инструментом, за фортепиано – и нашел. Девочка оказалась контактной. Впоследствии она окончила школу, университет, аспирантуру, сейчас она живет за границей, у нее двое детей…»

 

Так вспоминает А. И. Бороздин свою первую ученицу, встреча с которой в 1970 году явилась первым шагом к созданию его Школы.

 

Постепенно он приходит к выводу, что музы ка может стать самым мощным способом развития интеллекта, колоссальным средством воздействия на подсознание, помогающим дремлющему интеллекту развиться. «Я усаживаю ребенка рядом с собой и стараюсь привлечь его внимание музыкой, простыми детскими песенками, включить его в процесс пения». И вот девочка, не умеющая говорить, через год после начала занятий поет песенку про василек.

 

А потрясенная мама, видя, как ее признанный специалистами безнадежным сын произносит первые слова и пытается неуклюже танцевать под музыку, плачет.

 

А. И. Бороздин доказал, что даже самые «тяжелые» дети могут и должны развиваться: «Мы вовлекаем наших учеников в творческий процесс – другого пути выведения из умственной отсталости нет, пилюли и таблетки просто не помогают. Мы вынуждаем работать нейроны их головного мозга. И они начинают работать».

 

В ноябре 1991 года, когда идея о создании школы еще только начала реализовываться и решался вопрос о помещении для занятий, Алексей Иванович пришел на собрание Ассоциации родителей детей инвалидов в Академгородке. По собственному его свидетельству, узнав о том, что открываетcя школа для детей-инвалидов, где попытаются хоть что-нибудь для них сделать, «все сидящие здесь люди вздрогнули, а там было около тридцати человек, мгновенно взметнули руки и впились в меня глазами». И в такой реакции не было ничего удивительного. Этим людям годами объясняли, что их дети безнадежны, необучаемы, но у каждого все-таки остается надежда на исцеление, вера в чудо. Именно поддержка родителей, их нежелание сдаваться и решили окончательно вопрос о необходимости существования новой школы и стали главной опорой для ее создателя.

 

Первого декабря 1991 года школа музыкальной терапии для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта открылась. Однако в течение семи лет до своего официального признания она существовала как кружок на общественных началах. А. И. Бороздин и несколько его сподвижников – музыкантов, художников, педагогов – учили больных ребятишек жить полноценной жизнью. Детский клуб «Радуга» приютил их в деревянном бараке постройки 1950-х годов на окраине Академгородка. Поддерживалась школа только благодаря усилиям родителей и спонсоров, которых они находили.

 

Появление Школы Бороздина вызвало много споров, дискуссий, но главным оставалось одно – дети с ограниченными возможностями развития, погруженные в искреннюю атмосферу творчества, высокопрофессионально организованного общения с искусством, получали мощный импульс для преодоления своего недуга, способствующий активизации жизнедеятельности ребенка-инвалида. Огромное значение имело и регулярное общение таких детей с доброжелательно настроенными, всегда готовыми к встрече с ними педагогами.

 

Первыми начали изучать и перенимать технологию А. И. Бороздина методисты и музыкальные работники управления детских дошкольных учреждений СО РАН. В нескольких садиках с раннего возраста занимались с детьми по программам и методикам Школы Бороздина. Благодаря их использованию шло эмоциональное развитие «заторможенных» или «неуправляемых» детей, их переводили в обычные группы детского сада.

 

Методики и программы Школы Бороздина получили положительную оценку и у профессиональных медиков. «Воспитанники Бороздина, – прокомментировала увиденное главный генетик области О. В. Лисиченко, – подтвердили догадку о том, что могучий, древний, как мир, музыкальный инстинкт жив даже в том случае, когда кажется, что сознание мертво. Безнадежные дети не теряют чувства ритма, музыкального слуха. Музыка – ритм – часть биологической основы организма. Известна способность всего живого реагировать на музыку на уровне биологии. Для больных детей, у которых отсутствует абстрактное мышление, музыка – особый может быть, единственный способ связи с миром».

 

Знаменитый американский психиатр Джек Росберг, президент Всемирной ассоциации психиатров, клиника которого в Лос-Анжелесе считается крупнейшей в мире, посетив в 1994 году занятия Школы, написал ее коллективу следующие слова: «Я глубоко восхищен вашими успехами. То, что я увидел сегодня, обновило и укрепило мой оптимизм и веру в то, что всякого человека можно изменить. Очевидно, что в атмосфере доверия к человеческому потенциалу никто не остается без надежды на изменение, способное улучшить качество его жизни. Я желаю вам дальнейших успехов и прогресса».

 

Своим коллегам после посещения Школы Бороздина Джек Росберг сказал: «Бороздин на три шага впереди меня».

 

Пока чиновники решали вопрос, нужна ли городу Школа Бороздина, не является ли она всего лишь журналистским вымыслом, Школа получала все большее признание в России и за рубежом. В 1997 году Алексей Иванович выиграл грант и получил премию Джорджа Сороса «Подвижник России» и диплом. На розовом дереве золотыми буквами начертано: «За подвижническую деятельность…».

 

31 июля 1998 года на Соборной площади Московского Кремля состоялся благотворительный концерт «Звезды – детям» с участием Монтсеррат Кабалье, гигантского хора и Государственного симфонического оркестра радио и телевидения. Вместе с великой певицей в хоре пели 120 детей-инвалидов и среди них две новосибирские девочки, Люся и Наташа, воспитанницы Школы Бороздина.

 

Официальным учреждением Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А. И. Бороздина стал 21 января 1998 года благодаря поддержке нынешнего губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского, тогда еще мэра Новосибирска. Он же возглавил попечительский совет Центра.

 

Более того, В. А. Толоконский дал указание своим подчиненным ничего не навязывать А. И. Бороздину. Именно губернатор стал для специалистов Школы первым чиновником, отнесшимся к их работе «по-человечески», обеспечившим официальную поддержку уникальной методики абилитации детей-инвалидов.

 

Сегодня в Центре А. И. Бороздина работает более двадцати специалистов. Среди них и те, с кем Александр Иванович когда то начинал, и молодое пополнение, которое влилось несколько лет назад. В Центр берут только детей с тяжелым поражением нервной системы, от которых отказывается официальная медицина: различные невротические состояния на фоне детского церебрального паралича, психопатии, аутизм (неспособность эмоционального контакта с окружающим миром), синдром Дауна, эписиндром.

 

Методика обучения в Центре основана на комплексном воздействии на мозг ребенка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, эмоциональному и др. Поэтому так необычна форма занятий: игра-инсценировка, разговор, беседа, художественное чтение, музыка и др. Для каждого подопечного составляется индивидуальная программа развития. Но главное в работе педагогов Центра – неизмеримое терпение, доброта, искренняя любовь к детям и к делу, которым они заняты.

 

Под опекой Центра сегодня находится пять десят детей. Занятия проходят два раза в неделю у трех преподавателей по 30 минут: музыка, рисование и общее развитие. Для ребенка это большая нагрузка, требующая значительной концентрации сил. Ему необходимо время на осмысление и «переваривание» полученных впечатлений и информации. Время пребывания детей в Центре не ограничивается. Все зависит от диагноза: оно может длиться и полтора года, и пять лет. «И этот фактор времени – одно из наших попаданий в десятку», – считает Бороздин.

 

С 1991 года полное или частичное обучение в Центре А. И. Бороздина прошли около 120 детей от четырех до десяти лет. Почти сорок воспитанников Центра, выйдя из него, поступили в коррекционные, общеобразовательные школы, обычные детские сады. Практически у всех детей наблюдалось улучшение динамики.

 

Наиболее продуктивный возраст начала работы с детьми-инвалидами – с трех лет. Но в Школе Бороздина берутся работать и с детьми постарше. Для более подготовленных детей, помимо индивидуальных занятий, предусмотрен второй уровень образования: подготовка их к школе. Те же движения, музыка, искусство здесь дополнены элементами развития речи, математики. Да и на встречу с преподавателем теперь уже идут одновременно два или три ребенка. Таким образом педагоги пытаются решать процесс социализации, то есть вовлечение детей в мини-коллектив. Ну а веселые праздники с хороводами, песнями, стихами стали здесь уже хорошей традицией и одним из важнейших завоеваний коллектива.

 

Новосибирский кинодокументалист Владимир Эйснер снял о Центре фильм. А Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в 2000 году выпустил сборник «Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы Школы Бороздина».

 

Большое значение педагоги Центра придают работе с родителями, стремятся найти в них помощников и союзников. «Развивая детей, – отмечает А. И. Бороздин, – мы врачуем души их родителей… Иным мамам, чаще из неполных семей, самим требуется психологическая помощь. Приводит к нам ребенка, а у самой лицо цвета солдатской шинели и возраст сразу не определишь. Проходит время, меняется ребенок, другой становится и мама. Оказывается, что она еще очень молода и умеет улыбаться».

 

Педагоги Центра А. И. Бороздина отмечают, что они занимаются не реабилитацией, а абилитацией ребенка. Реабилитация – восстановление утраченных человеком жизненно важных качеств, а абилитация – создание тех, которых никогда и не было. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов.

 

В марте 2004 году на базе Центра А. И. Бороздина был создан Областной методический центр абилитационной педагогики под руководством Алексея Ивановича, основная задача которого – распространение опыта абилитационной педагогической практики Школы Бороздина. Сотрудники Областного центра проводят семинары и научно-практические конференции в Новосибирске и других городах России, организуют летние коррекционные школы в рамках федеральной программы «Дети России».

 

Директор Муниципального оздоровительного образовательного учреждения городского Центра А. И. Бороздина Надежда Степановна Трухачева – педагог-психолог, первый помощник Алексея Ивановича, которая трудится с ним с 1998 года. Совместная работа этих двух организаций позволяет разделить сферы деятельности и способствует более эффективному распространению опыта абилитационной педагогики.

 

Сегодня у Центра появились единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерово, Пензе, Перми, Миассе и других городах. Они перенимают методы обучения педагогов и социализации воспитанников.

 

А. И. Бороздину и его коллегам удалось совершить настоящий прорыв в коррекционной педагогике. Как отмечают ученые Российской академии образования, ему удалось снять синдром страха перед тяжелым заболеванием у российских специалистов.

 

С 2005 года Центр А. И. Бороздина работает по договорам с Новосибирской медицинской академией и Новосибирским педагогическим университетом. Большим событием стал приход на практику первых студентов этих вузов. Несколько ребят решили после окончания своих учебных заведений работать в Центре. А это значит, что наработанный опыт есть кому передать и единственная в своем роде Школа будет продолжать жить и развиваться.

 

В рассказе об А. И. Бороздине еще рано ставить точку. Разносторонний, ко всему неравнодушный человек, он по-прежнему полон энергии и стремления всего себя отдавать людям. Сам Алексей Иванович, подводя итог прожитому, признается: «Я один из счастливых людей, все сложилось удачно. Мне удалось все, даже то, что я не планировал. Я посвятил себя детям, а что может быть выше этого призвания?»

 

Анфиногенова Н.М. 70 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РФ Бороздина Алексея Ивановича […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

БОРОЗДИН А. И. Дошкольный центр социальной реабилитации в Академгородке / А. И. Бороздин // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М., 1995. – С. 191 – 200.

БОРОЗДИН А. И. Возвращение детства : [интервью] / А. И. Бороздин ; подгот. Л. Щербаненко // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2003. – № 4 (24 янв.). – С. 20 : ил., портр.

БОРОЗДИН А. И. Жизнь, как беспрерывный поток уроков : [интервью о жизни, работе, учениках : к 65-летию педагога] / А. И. Бороздин ; подгот. М. Дудкина // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2002. – № 13 (29 марта). – С. 19 : ил., портр.

ЭТЮДЫ абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина» : моногр. эссе / под науч. ред. Л. И. Боровикова. – Новосибирск : Изд-во Новосиб. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2000. – 145 с.

ОПЫТ Первой летней интегрированной школы для детей с особенностями развития и инвалидностью / Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования. – М., 1996.

ЩЕРБАНЕНКО Л. «Ради них мы готовы на все» / Л. Щербаненко // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2006. – № 46 (27 окт.). – С. 12 : ил.

РАЗБУДИТЬ в особенном ребенке – уникального // Веч. Новосибирск. – 2005. – 22 апр. – С. 9 : портр.

МАМАЙ Г. Виолончели звук прелестный / Г. Мамай // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – № 50 (12 нояб.). – С. 21 : ил., портр.

ШАМОВ А. Сибирский целитель : Алексей Бороздин возвращает к жизни детей с диагнозом «безнадежный» / А. Шамов ; по материалам беседы с А. И. Бороздиным // Рос. газ. – 2002. – 22 янв. – С. 4.

КОРЗЕННИКОВ С. Школа, в которой талантливы все : Необучаемых детей не бывает, так считает педагог Алексей Бороздин / С. Корзенников // Труд-7. – 2001. – 9-15 авг. – С. 23.

ФРОЛОВА Г. «Я слышу цвет, я чувствую радость» / Г. Фролова // Учит. газ. – 1999. – № 6 (16 февр.). – С. 3.

ЧЕРЕЗОВА Г. Подвижники России / Г. Черезова // Голос. – Новосибирск, 1999. – № 5 (29 янв.). – С. 10 : ил.

ВАСИЛЬЕВА М. С кем споет Монтсеррат Кабалье / М. Васильева // Общ. газ. – 1998. – № 30 (30 июля – 5 авг.). – С. 15 : ил.

РУХАНКИН Л. Увлеченность / Л. Руханкин // Веч. Новосибирск. – 1987. – 21 мая. – С. 3.

ЧЕРЕЗОВА Г. Все краски жизни / Г. Черезова // Сов. Сибирь. – 2000. – 29 сент. – С. 16 : ил.

ОРЛОВА В. А. Бороздин Алексей Иванович / В. А. Орлова // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 117.

Добавить комментарий