Вы здесь

Белоголовый Серафим Леонидович

Годы жизни: 1 Август 1904г. - 16 Ноября 1953г.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, театральный художник.

 

Серафим Леонидович Белоголовый родился 19 июля (1 августа по новому стилю) 1904 г. в Иркутске. Сын известного петербургского адвоката, он с детства увлекался живописью. Рисовал все, что видел вокруг, много учился, художественное образование получил в Ленинградской академии художеств, в 1927 г. поступил художником-постановщиком в Краснозаводский драматический театр. В 1929 г. закончил Высший художественно-технический институт (Вхутеин).

 

В течение тридцати лет отдавал художник свои знания и свое вдохновение театрам Сибири – Иркутска, Омска, Томска. Краснофакельцы узнали о нем, когда Серафим Леонидович работал в драматическом театре Омска, и добились, чтобы Белоголовый перешел в «Красный факел»; в декабре 1935 г. он приехал в Новосибирск.

 

Лучшим качеством «Красного факела» в то время было то, что он являлся «коллективом друзей», как назвал его писатель Всеволод Иванов на гастролях театра в Москве.

 

Одним из преданнейших, честнейших друзей коллектива считался талантливый художник Серафим Леонидович Белоголовый – тонкий, чуткий, умный, жизнерадостный, никогда не унывающий, несмотря на тяжелую болезнь.

 

Серафим Леонидович сразу стал краснофакельцем – и как человек, и как художник. У него была удивительно располагающая внешность: тонкое точеное лицо, серые умные добрые и почти всегда веселые глаза, стройная худощавая фигура. В «Красном факеле» происходит окончательное утверждение его художественных принципов, творческих традиций, глубокой психологической правды. Здесь он встретил режиссеров-единомышленников: В. Редлих, Н. Михайлова, В. Дени, Э. Бейбутова. Семнадцать лет жизни Серафима Леонидовича Белоголового связаны с «Красным факелом», где он являлся главным художником театра в 30-40-е гг. и в начале 50-х. Он был реалистом и поэтом театра. Трудно переоценить влияние его творчества, таланта, личности на деятельность театра, как трудно переоценить тот огромный эмоциональный отклик зрителя на его сценографию. Его таланту удивлялись.

 

Режиссерам было легко и интересно работать с Белоголовым. Он понимал замысел спектакля с полуслова. Бывали и споры, но все возражения художника, предложенные им дополнения, никогда не шли вразрез с авторской идеей. Чуткое понимание автора для художника было необходимо, для него была важна найденная атмосфера, чтобы почувствовать и раскрыть замысел автора.

 

Его сценография – это летопись театра: он оформил спектакли «Таланты и поклонники» (1936), «Волки и овцы» А.Н. Островского (1945), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1938), «Дядя Ваня» (1940), «Чайка» (1952) А.П. Чехова, «Гамлет» У. Шекспира (1941), «Последние» М. Горького (1948), «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого (1949), «Кряжевы» В.В. Лаврентьева (1953) и др. Спектакли – «Чайка», «Гамлет», «Сталинградцы», «Зыковы» и многие другие отличались глубоким проникновением в стиль автора, поэтичностью, взволнованностью.

 

Серафим Леонидович проявил себя тонким истолкователем русской и зарубежной классики. Еще в 1943 г. художник вместе с режиссером В. Редлих создали замечательный спектакль «Зыковы» по пьесе М. Горького, который шел на сцене театра 10 лет!

 

Работая над современной драматургией, он тосковал, когда ему приходилось читать в ремарках пьес: «комната…» «комната…» «комната…». Ему хотелось вырваться на простор полей, лесов, заводских цехов, где проходила основная творческая деятельность народа.

 

«Велика и почетна работа художника. И я счастлив, что работаю в советском театре, для нашего замечательного зрителя […] Когда в зрительном зале тушится свет и открывается занавес, зритель сразу же встречается с художником.

 

Актеры еще не успели сказать первых слов текста пьесы, а художник уже предстал перед зрителем в своих декорациях, костюмах, мебели, бутафории и реквизите. И это первое знакомство со зрителем возлагает на художника большую ответственность. Верно ли он ориентировал зрителя своими вещественными данными? Убедил ли в правдивости своих декораций сидящих в театре зрителей… Все это волнует меня каждый раз, когда открывается занавес, и особенно сильно, если зритель знакомится с моей новой работой», – писал художник.

 

В Новосибирске им было оформлено свыше 60 спектаклей театра «Красный факел», он выполнил декорации, эскизы костюмов к 30 постановкам театра оперы и балета: «Евгений Онегин» П.И. Чайковского – 1948, «Князь Игорь» А. П. Бородина – 1949, «Сельская честь» П. Масканьи – 1950, «Хованщина» М.П. Мусоргского – 1952 и др., оформлял также спектакли для ТЮЗа («Синяя птица» М. Метерлинка – 1937), областного театра драмы. Всего в разных городах Сибири им оформлено 208 спектаклей.

 

15 декабря 1950 г. Серафиму Леонидовичу Белоголовому присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

 

Он долго и тяжело болел, и только стойкое жизнелюбие позволило ему, к удивлению врачей, побеждать туберкулез легких. Тогда его еще не умели по-настоящему лечить. Нередко Серафим Леонидович оказывался уже на краю гибели, но снова вставал, снова увлеченно работал. Как-то попал в автомобильную катастрофу, но не унывал, улыбался и повторял: «Жив, жив курилка…». Он умер 16 ноября 1953 г. в Новосибирске.

 

Судьба театрального художника в чем-то счастливее судьбы актера, после ухода которого из жизни остаются лишь воспоминания, рассказы, легенды. Художник продолжает жить в макетах, набросках, композициях…

 

В заключение хочется привести автограф, который написан на эскизе к спектаклю «Гамлет» Вере Редлих: «У нас одна душа, одно сердце и одно стремление служить Родине и своему народу. Серафим Белоголовый. 28/1-1950». Думается, в этих строчках сформулирован основной смысл жизни художника – поэта театра «Красный факел».

 

Харчук Л.М. 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР театрального художника Белоголового Серафима Леонидовича // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

БЕЛОГОЛОВЫЙ Серафим Леонидович, 1904-1953: Заслуж. деят. искусств РСФСР: Кат. (эскизы декораций, костюмов) / Новосиб. отд-ние Всерос. театр. о-ва; Сост. и авт. предисл. Е. В. Шарова. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. – 8 с.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ художники Новосибирска: (Эскизы декораций, костюмов, макеты, этюды): Кат. / Всерос. театр. о-во; Орг. ком. Союза художников РСФСР; Сост. и авт. вступ. ст. А. Михайлова; Ред. О. Айзенштат. – М., 1959. – [31] с. + [19] л. ил.

БЕЛОГОЛОВЫЙ С. Л. Работа художника // Путь театра: XXX лет театра «Крас. факел»: Сб. ст. – Новосибирск, 1950. – С. 62 – 67: ил.

РЕДЛИХ В. П. Такая манящая цель… театр. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. – 127 с.: ил., 12 л. ил.

ШАРОВА Е. Поэт театра // Сов. Сибирь. – 1990. – 20 мая. – С. 3.

ЖУРАВЛЕВА Г. Белоголовый Серафим Леонидович // Новосибирск: Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 75 – 76. – Библиогр.: с. 76.

Добавить комментарий