Вы здесь

Гаршина Анастасаия Васильевна

Дата рождения: 6 Мая 1925г.

Народная артистка России, актриса театра «Глобус».

 

 

С артисткой Гаршиной новосибирцами прожито более 65 лет. Рядом с ее героинями, которые легко перешагивали рампу, поселяясь в сердцах, становились попутчиками, друзьями, особенно для театралов старшего поколения, – тех, чья юность пришлась на конец 40-х – начало 50-х гг. ХХ в. Они приходили еще в старое здание ТЮЗа, не замечая его тесноты, унося из театра веру в победу чести и добра. Трем поколениям юных новосибирцев Анастасия Васильевна Гаршина отдала себя без остатка. Ее талант стал достоянием Новосибирска. А. В. Гаршина – представительница замечательной когорты актеров и режиссеров, которые еще в конце 40-х гг. ХХ в. влились в новосибирский ТЮЗ (ныне Молодежный театр «Глобус»), составив ядро целого поко- ления театральной смены. Они приняли эстафету от легендарных основателей первого детского театра Сибири Е. Агароновой, Н. Михайлова.

 

Театр был центром духовной жизни наших земляков. Горячие творческие дискуссии о будущем театра, о месте молодых актеров в нем, остроумные капустники в Доме работников искусств, на которые почитали за честь попасть новосибирцы и гости города, – все вместе и определяло кипучую театральную жизнь Новосибирска 50– 70-х гг. ХХ в. как «золотой век» театрального искусства нашего города.

 

Путь в искусство народной артистки РСФСР Анастасии Васильевны Гаршиной хотя и был достаточно прямым, но далеко не легким. Анастасия Васильевна Гаршина родилась 16 марта 1925 г. в с. Михайловка Кемеровской области в простой крестьянской семье, унаследовав от родителей завидное трудолюбие, живой интерес к книгам и пению. В школьные годы Анастасия и не мечтала об актерской профессии. Когда в войну на станции Инская поселились эвакуированные, она училась в восьмом классе. В Доме культуры железнодорожников стали работать кружки – драматический, хореографический и вокальный. Гаршина записалась во все сразу. Вели их опытные ленинградские педагоги О. А. Альшиц, Н. М. Либерман и М. И. Белозерова. Преподаватель эвакуированного в Новосибирск Ленинградского театрального института О. А. Альшиц и стала ее «крестной матерью», настояв на поступлении на актерский факультет. В 1944 г. вместе с институтом Гаршина уехала в Ленинград, где не только училась, но и снималась в массовках и эпизодах на Ленфильме. Эти первые послевоенные годы, учеба у прославленных мастеров, знакомство со знаменитыми театрами, посещение спектаклей с участием артистов, имена которых знала вся страна, стали для начинающей актрисы прекрасными уроками сценического мастерства. У Гаршиной был изумительный голос, чистый и звонкий, она хорошо танцевала и после института без колебаний предпочла московскому Вахтанговскому театру ленинградскую оперетту. С равным удовольствием Анастасия исполняла партии кальмановских героинь и играла в детских спектаклях (1947– 1948 гг.). Почти сразу после окончания института она вернулась в родной город и на целых четыре десятилетия связала свою судьбу с Новосибирским ТЮЗом. Здесь она стала мастером, заслуженной артисткой республики, нашла свое признание и признательность зрителей, товарищей по искусству.

 

В январе 1949 г. худенькая, задорная выпускница института, впервые появилась на сцене Новосибирского ТЮЗа. Так сложилось, что первой ее ролью оказался мальчик Тишка из пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», после чего амплуа травести закрепилось за ней на доброе десятилетие, а русский драматург А. Н. Островский стал любимым драматургом на всю жизнь. Роли второго плана – свахи Устиньи Наумовны или Мавры Тарасовны в пьесе «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1979 г.) – азарт и темперамент актрисы превращали в настоящие бенефисные номера.

 

Каждый художник принадлежит своему времени. Актерская молодость Гаршиной пришлась на первую послевоенную пору. Страна, выстоявшая в неслыханных испытаниях, залечивала раны, восстанавливала разрушенные города и села, сломанные человеческие судьбы. Энтузиазм, воля и доброта, равнение на героев недавних сражений стали эталонами в оценке человека. Юные герои Гаршиной жили на сцене взахлеб, утверждая себя как личности неординарные. Таково было знамение времени.

 

В ряде лирических героинь, среди которых выделялась романтическая Аленушка в «Товарищах романтиках» М. Соболя (1957 г.), Машенька в спектакле А. Афиногенова (1955 г.), в ролях сказочного репертуара (Купава «Снегурочка» А. Н. Островского, 1957 г.) Гаршина полна поэзии, которая в то время занимала особое место в духовной жизни общества. Актрисе важно было раскрыть и показать молодому человеку, вступающему в жизнь, ее безграничные просторы, трудность выбранных дорог. Жизнеутверждающие интонации, бездна юмора, которым окрашены многие образы Гаршиной, оказались сродни общей атмосфере наступающей «оттепели» в общественной жизни, веяния которой чутко улавливало сердце актрисы.

 

Если можно себе вообразить идеальный портрет артистки театра юного зрителя, то Анастасия Васильевна Гаршина очень близка к такому идеалу. Человек богато одаренный, она понимает детскую аудиторию и обладает не такой уж частой способностью свободно чувствовать себя в разных сценических жанрах – в комедии, сказке, водевиле... Прекрасно владея технологией своей профессии, она умеет быть сочной, бытовой и улыбчиво-ироничной, умеет трогать до слез и смешить до упаду.

 

Актрисе особенно памятен 1966 год. Он принес такие «коронные» роли классического репертуара, как Аркадина в «Чайке» (А. П. Чехов, 1966 г.) и Мария Стюарт в одноименной драме Ф. Шиллера (1966 г.), принцессу Изольду, возлюбленную Тристана («Тристан и Изольда» А. Бруштейн, 1960 г.), о которых мечтает любая актриса. Уже заслуженной артистке РСФСР, ей вручили орден Трудового Красного Знамени (1967 г.). А спустя несколько лет – еще одна большая творческая удача – роль Толгонай в «Материнском поле» по повести Ч. Айтмато- ва (1972 г.). На Всесоюзном смотре национальной драматургии и театр, и актриса получили дипломы первой степени. Она великолепно играла Кручинину в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского (1976 г.), была яркой, колоритной Простаковой в «Недоросле» Д. И. Фонвизина (1971 г.).

 

После трех десятилетий тюзовской работы зрелым мастером перешла Гаршина в «Красный факел» (1979 г.) Перед ней открылись новые горизонты. На новой сцене ею были сыграны роли Натальи Гавриловны в пьесе В. Розова «Гнездо глухаря» (1979 г.), тетушки Руцы в спектакле «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1981 г.), Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1982 г.) и другие. На краснофакельской сцене творчество Анастасии Васильевны обретает «второе дыхание». Юмор, безудержная веселость в сочетании с проникновенным лиризмом ее первых тюзовских работ, романтика и трагедийный взлет «Тристана и Изольды», «Марии Стюарт» сменяются красками углубленного психологизма, серьезнейшей проработкой внутренней жизни роли. За выдающиеся заслуги в области искусства народная артистка РСФСР Анастасия Васильевна Гаршина награждена высокой правительственной наградой – орденом Ленина (1989 г.). В 1994 г. А. В. Гаршина возвращается в свой «второй дом», обновленный ТЮЗ – молодежный театр «Глобус» (Фонсия Лорси в спектакле «Игра в джин», версия пьесы «Зима» Д. Л. Кобурна, 1995 г., Марина в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1998 г. и др.) Актриса Анастасия Гаршина – многолика. И не только в связи с широтой репертуарного диапазона, но еще и потому, что у каждого зрителя своя Анастасия Гаршина. Свой лик. Если бы можно было вывести на сцену всех ее героинь! «Какая смесь одежд и лиц!» – эта пушкинская строка удивительно точно характеризовала бы парад созданных актрисой сценических образов. Всем ее героиням отведено достаточно места в душе Анастасии Васильевны. Для нее все это – единый, многолетний непрекращающийся спектакль. Она не любит расставаться со своими ролями. И спустя много лет, бывает, возвращается к ним в мыслях, беседует, переигрывает. Что-то сыграла бы иначе, какие-то, в свое время неслучившиеся роли, только теперь запоздало осмыслены и осознаны... Сцена была и остается главным полем деятельности актрисы Гаршиной. Главным, но не единственным. Анастасия Васильевна – человек активной жизненной позиции. Двадцать лет она возглавляла Новосибирское отделение ВТО (1966–1984 гг.), являлась секретарем парторганизации театра «Красный факел». Вместе с мужем В. С. Орловым преподавала в театральном училище (1970–1978 гг.). Много сил вложила Анастасия Васильевна в то, чтобы состоялись актерские судьбы Надежды Александровой, Татьяны Черепановой, Игоря Белозерова, других артистов, успешно работающих сегодня в театрах. ...Теперь она уже не так активно занята в репертуаре театра, но до сих пор самостоятельно готовит себе программу для выступлений – стихи, фрагменты из прозы, драматургии. Любой концерт, представление, творческий вечер – актриса неизменно в форме. «Главное, – утверждает Анастасия Васильевна, – не давать себе расслабляться. Нужно насыщенно жить, постоянно чем-то заниматься. Я никогда не умела и теперь не могу сидеть без дела».

 

Анастасия Гаршина – горячий приверженец русской психологической школы драматического искусства. В то время, когда современный театр стремительно менял приоритеты, от актрисы потребовалось особенное мужество, чтобы обрести свое место в этом новом меняющемся театре, не поступясь самобытностью и мастерством.

 

Высокой человечностью, добротой, милосердием проникнуты последние работы актрисы – Мать в спектакле «Дальше – тишина» В. Дельмара (1993 г.), Марина в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1998 г.). И здесь она вновь соответствует высокому уровню художественной мысли. Она отстаивает общечеловеческие ценности, которыми живет сегодня мир в его борьбе с жестокостью и бездуховностью.

 

 

Рыбина Г.П. 80 лет со дня рождения (1925) народной артистки России

Анастасии Васильевны Гаршиной, актрисы театра «Глобус» // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год.

 

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

НАРОДНАЯ артистка России Анастасия Гаршина. 50 лет на сцене : Буклет / Л. Шатина, Е. Абрамова. – Новосибирск, 1998.

РУБИНА М. Анастасия Васильевна Гаршина // Новосибирский Академический молодежный театр «Глобус», 1930–2000. – Новосибирск, 2001. – С. 27–30.

БАЛАНДИН Л. Предрешать судьбу // Новосибирск театральный. – Новосибирск, 1983. – С. 198–219.

ЗАГОРОДНАЯ А. Многоликая Анастасия Гаршина // Новосибирск. – 2001. – № 1. – С. 23–26 : ил.

ГАРШИНА А. В. Анастасия Гаршина: Бог подарил мне, наверное, способность понимать и ценить... : [Беседа] / Вела А. Лаврова // Новая Сибирь. – 2000. – 7 апр. – С. 9 : портр.

ГАРШИНА А. В. Вопреки версии «Зима» : [Интервью с актрисой. К 70-летию] // Сов. Сибирь. – 1995. – 27 апр. – С. 3 : ил.

ДРОЗДОВИЧ С. Вечная королева // Новая Сибирь. – 1999. – 26 февр. – С. 7 : портр.

УЛЬЯНИНА И. Джульетта, Изольда, Мария Стюарт, или Как вас еще называть? : [К 50-летию твор. деятельности] // Веч. Новосибирск. – 1999. – 19 февр. – С. 11 : портр.

ЖУРАВЛЕВА Г. К. Гаршина Анастасия Васильевна // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 188 : портр.

Добавить комментарий