Вы здесь

Журавков Михаил Владимирович

Годы жизни: 10 Сентябрь 1920г. - 6 Июля 1969г.

Герой Советского Союза Михаил Владимирович Журавков родился 10 сентября 1920 года в деревне Ивановка Кыштовского района Новосибирской области в крестьянской семье Владимира Акимовича и Федосии Максимовны Журавковых. В 1924 году семья переехала в деревню Конёво Беловского района Кемеровской области. После окончания школы Михаила захватила мечта об авиации. В 1937 году в городе Белово открылся Осоавиахимовский аэроклуб, куда поступает на учёбу Михаил.

 

После окончания учёбы в аэроклубе в 1938 году, в возрасте 18 лет, Михаил Журавков добровольно вступил в ряды Красной Армии. Его сразу направили на учёбу в 31-ое Красноярское авиационное училище лётчиков. В апреле 1939 года Красноярское авиационное училище было переведено в г. Новосибирск и преобразовано в военную авиационную школу пилотов. М. Журавков окончил школу пилотов по первому разряду и в июле 1940 года и направлен на службу в 165-ый резервный авиаполк МВО, в котором готовили кадры для развёртывания авиационных частей. В октябре 1940 года 165-ый полк был расформирован и М. Журавкова перевели лётчиком в 213-й скоростной бомбардировочный авиаполк 23-й САД (смешанной авиадивизии). С 25.06.1941 года по 15.07.1941 года М. В. Журавков воевал в составе в 213-ого СБАП (скоростного бомбардировочного авиаполка). За 3 недели боевых действий в этом авиаполку он совершил 23 боевых вылета.

 

За мужество и отвагу, проявленные в первые недели войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1941 года Михаил Владимирович Журавков получил первую боевую награду - орден Красной Звезды, который Журавков получил в Кремле из рук М.И. Калинина.

 

В июле 1941 года М.В. Журавков направлен на службу в 37-й авиаполк (с марта 1943 - 13-й Гвардейский полк дальней авиации). С 24 июля Михаил Журавков воевал в 37-м скоростном бомбардировочном полку до конца 1944 года. Действия велись в интересах 22-ой и 29-ой Армий Западного фронта. Удары наносились по колоннам, переправам и аэродромам в районах Великие Луки, Демидов, Велиж, Западная Двина. Дважды за время войны бомбардировщик Журавкова сбивали немецкие истребители.

 

 

Слева направо - Козлов М.Д.(комэск), Журавков М.В. командир экипажа бомбардировщика,(зам комэска) 5-й - Тюрин Л.Ф. Штурман экипажа - стоят возле бомбардировщика В-25, на котором совершают боевые вылеты.

 
   15.01.1940 г. Курсант  

 

17 августа 1941 года экипаж Журавкова выполнял приказ по уничтожению стратегически важной переправы через Западную Двину. На подходе к цели одиночный бомбардировщик М. Журавкова был атакован двумя истребителями противника. В тяжёлом бою экипаж сбил один истребитель противника. Но и самолёт Журавкова получил повреждения и загорелся. Михаил сумел довести загоревшуюся машину до цели, добился прямого попадания в переправу. После выполнения задания самолёт с трудом дотянул до линии фронта, и экипаж покинул самолёт по приказу командира. Добирался до своего аэродрома почти трое суток.

 

В конце 1942 года полк получил приказ на бомбардировку крупного железнодорожного узла города Вязьма. Командование полка высоко ценило боевое мастерство и мужество М.В.Журавкова и не раз поручало ему рискованные задания. На этот раз перед экипажем поставили задачу: первым в одиночку пройти над целью, отвлечь противника и вызвать огонь зенитной артиллерии на себя. Рискованный план сработал: ночью 27 декабря экипаж сбросил несколько бомб на краю железнодорожного узла, в результате чего начался пожар. Пока зенитки пытались сбить советский бомбардировщик, скрытно подошедшие эскадрильи полка отбомбились по железнодорожным составам противника. В ту ночь было уничтожено более ста вагонов с вражеской техникой. Самолёт Журавкова получил более 90 пробоин. М.Журавков с невероятным трудом смог посадить самолёт на своём аэродроме.

 

25 марта 1943 года М.В. Журавков был награждён орденом Ленина. Из представления к награждению орденом Ленина: «Инициативность, смелость и находчивость над целью – закон боевой работы лейтенанта Журавкова. И только поэтому на все новые цели экипаж товарища Журавкова посылается первым. И он отлично справляется с поставленной задачей. Командир 37 АП ДД Катаржин».

 

 
   30.1945 г. В 1-м ряду справа Журавков М.В.

 

   Журавков М.В. 1965 год.

 

 

 

М.В. Журавков считался в полку одним из лучших лётчиков. Если перед соединением стояла сложная и особо важная задача, то выполнение её командование поручало М. Журавкову. Так 10 октября 1943 года экипаж выполнял специальное задание командования: было поручено произвести выброску листовок над центральной частью Германии на 75 км южнее Берлина. Полёт выдался трудным. На всём протяжении многочасового полёта пришлось преодолевать облачность, которую сменял сильный туман. Однако экипаж сработал точно и выполнил задание: листовки были сброшены точно в обозначенный пункт. Экипаж находился в воздухе 11 часов 20 минут. Из них 9 часов - над территорией противника.

 

15 февраля 1944 года дивизия получила задание маршала Голованова выделить лучший экипаж для разведки погоды на территории Финляндии. Выбор пал на экипаж капитана М.В. Журавкова. Было произведено 7 ночных вылетов в глубокий тыл Финской территории. Данные разведки, предоставленные экипажем Журавкова, позволили соединениям авиации дальнего действия нанести точные бомбовые удары по городам Тампере, Турку, Хельсинки.

 

Михаил Владимирович Журавков стал первым лётчиком 4-ой гвардейской авиадивизии Дальнего Действия, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за проявленные мужество, доблесть и отвагу при выполнении боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии капитан Журавков Михаил Владимирович был удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды. Командира экипажа М.В. Журавкова и его штурмана 12 декабря 1944 года награждал в Кремле М. И. Калинин.

 

Войну закончил в звании гвардии майора командиром эскадрильи 250-ого гвардейского бомбардировочного авиаполка 4-ого гвардейского авиационного корпуса ДД. За период Великой Отечественной войны М.В. Журавков сделал 265 боевых вылетов с налётом 987 часов: 735 - в ночное время и 252 часа - днём.

 

После войны М.В. Журавков служил в разных регионах страны. 

 

1944 г. Аэродром Умань. Экипаж Журавкова в ожидании вылета. Журавков слева сидит, на заднем плане слева - штурман Тюрин Л.Ф.

1945 год, Победа. Журавков - слева

 

В 1969 году у Михаила Владимировича выявили осложнённую язвенную болезнь желудка. Несмотря на квалифицированную помощь, оказанную в Рязанской областной клинической больнице, Михаил Владимирович умер 6 июля 1969 года.

 

Михаил Владимирович Журавков похоронен в Рязани на мемориальном Скорбященском кладбище. Его имя увековечено на памятной стеле площади Победы городе в городе Рязани, на Аллее Славы в городах Новосибирске и Белово. Одна из улиц в селе Конёво и селе Кыштовка носит имя М.В. Журавкова. В авиагородке Дягилево (Рязань) в 2010 году на доме, где жил М.В. Журавков с семьёй, установлена памятная доска.

 

Биогрфафия М.В. Журавкова, составленная на основании данных личного дела, предоставлена В.М. Шиловой(Журавковой)

г. Рязань

Добавить комментарий