Вы здесь

Строительство. Рождение Новосибирского вокзала

24 января 1939 г. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию прекрасное здание Новосибирского железнодорожного вокзала. «Вокзал-Дворец» - так назвала «Советская Сибирь» его в статье, посвященной торжественному открытию. Но празднику и заветному акту о приемке предшествовали долгие и нелегкие будни продолжительностью в 10 лет.

 

В 1929 г. Московское архитектурное общество организовало Всесоюзный конкурс эскизных проектов Новосибирского вокзала. На него поступило 45 работ; 12 из них были отмечены премиями, а лучшим был признан проект архитектора Н.Г. Волошинова. Однако сибиряки лучший проект критиковали, предъявив обоснованные претензии. Предлагаемое сооружение, на взгляд новосибирцев, походит на большой цех завода, пассажирский зал спроектирован как небольшое салонное помещение, где будет тесно большому числу пассажиров, которых ежедневно «пропускает» станция Новосибирск. Не удовлетворяли своими объемами также кассовый зал, багажное отделение, камеры хранения.

 

Проект Н.Г. Волошинова был отдан на дальнейшую разработку в Киевское отделение Гипротранса. По проекту этого отделения и был заложен фундамент вокзала. В остальном же и этот проект не устроил сибиряков. Началась новая эпопея пересмотра, корректив, увязок, которая длилась в течение всего периода проектирования и строительства. За основу был взят проект группы новосибирских архитекторов (Б.А. Гордеев, Г.Б. Баркин, А.З. Гринберг), выполненный по заданию технического руководства «Сибстройпути».

 

Только в 1932 г. (по другим документам – в 1931 г.), началось сооружение самого здания вокзала, но и здесь не обходилось без отступлений от проекта. Мешали несогласованность, несвоевременные поставки и даже «наличие непроверенных людей» - бывших белых офицеров, троцкистов и т. п., из-за которых случались задержки в строительстве в 1937 г. В марте 1938 г. вышли постановление Правительства и приказ НКПС № 128/ц, который предписывал закончить строительство и сдать в эксплуатацию Новосибирский вокзал к 15 декабря 1938 г.

 

24 января 1939 г. началась частичная эксплуатация большинства рабочих помещений с последовательной доделкой остальных.

 

У новосибирцев новое оригинальное здание вызвало восторг, пассажиры также, в основном, были довольны. Но отзывы специалистов включали и критику. Прибывший в 1943 г. в Новосибирск видный советский архитектор А.И. Гегелло отметил: «Новосибирский вокзал по своим размером грандиозен, является одним из крупнейших в Советском Союзе. Это сразу, в известной мере, располагает к нему. Однако… это грандиозное, почти европейского типа здание, по характеру засушено и многое оказенено». Н по-настоящему это сооружение смогли оценить позже. На торжественном собрании по случаю юбилея железной дороги в1962 г. прозвучали такие слова: «Новосибирский вокзал, являющийся одним из крупнейших на сети дорог, пропускает ежесуточно 25 тыс. человек».

 

Разве могли пассажиры 1932 г. проезжающие через Новосибирск и останавливающиеся на вокзале, похожем больше на сарай, где кроме нескольких касс и бочки с водой, получить какие-либо удобства, равные тем, которые предоставляет вокзал сейчас?! Площадь пассажирских залов – 7,5 тыс. кв. м. Имеются ресторан, гостиница, комната матери и ребенка, читальный зал, радиовещание и комплекс бытового обслуживания… И только 50 лет спустя вокзалу потребовалась реконструкция.

 

Рождение Новосибирского вокзала // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 1999.

Добавить комментарий