Вы здесь

Образование. Создание Сибирского комитета профессионально-технического образования (Сибпрофобр)

После падения власти Колчака на освободительной территории Сибири при ревкомах создавались отделы народного образования. Постановлением Сибревкома от 10 января 1920 года был создан отдел народного образования Сибревкома (Сибнаробраз), который начал свою деятельность 25 января 1920 года. Перед Сибнаробразом встали огромные задачи по борьбе с беспризорностью, неграмотностью, по развитию культурно-просветительного уровня населения. Отдел народного образования Сибревкома в составе 4-х подотделов (школьного, дошкольного, внешкольного и финансово-хозяйственного) с общим числом работников в 10 человек был на первых порах инстанцией, которая пересылала на места инструкции Центра. Но требования жизни и ход текущей работы заставили шире развернуть деятельность и создать более мощный аппарат. Структура складывалась постепенно. Были организованы подотделы высших учебных заведений, профессионально-технического образования, национальных меньшинств и др. На основании постановления Сибревкома от 10 апреля 1920 года был организован Сибирский комитет профессионально-технического образования (Сибпрофобр) в составе Сибнаробраза, в ведение которого переходят все виды школьного и внешкольного профессионально-технического образования. Первым председателем Сибпрофобра был назначен заведующий Сибнаробразом тов. Канатчиков, товарищем председателя – заместитель заведующего Сибнаробразом тов. Коган, членами Сибнаробраза стали представители Сибземотдела Андреев, от Сибтрудсобеза Скачков, от Урало-Сибирской комиссии Кузнецов.

 

Положением Сибревкома от 30 апреля 1920 года «О правах и обязанностях Сибирского Комитета профессионально-технического образования» на Сибпрофобр возланались следующие задачи: заведывание всеми видами, в том числе и высших, профессионально-технических учебных заведений, организация всех видов профобразования для взрослых, а также для подростков до 14-ти лет, организация курсов для подготовки в профессионально-технические учебные заведения, согласование деятельности ведомств и учреждений, когда они затрагивают интересы профобразования, помощь единой трудовой школе в организации трудовых процессов. В положении отмечалось отмечалось, что все ведомства и учреждения могут открывать профессиональные курсы и школы при условии согласования с Сибпрофобром и под его руководством и фактическим контролем. Кредиты на профтехобразование должны были передаваться целиком Сибпрофобру, а он уже переводил их учреждениям по утвержденной смете или расходному расписанию. Также при Сибпрофобре был организован Совет профессионально-технического образования под руководством председателя Сибпрофобра, который одновременно являлся заведующим Сибнаробраза.

 

Затем в связи с изменением структуры Наркомпроса структура Сибнаробраза к концу апреля 1921 года стала состоять из 4-х управлений и 2-х советов. Одним из управлений стал Сибпрофобр. Управление профессионально-технического образования руководило всем профессиональным образованием в Сибири, объединял работу в этом направлении как губернских органов Наркомпроса, так и других ведомств и организаций. В составе управления имелись следующие отделы: высших учебных заведений, инструкторский, сельскохозяйственный, технический, медико-санитарный, промышленно-экономический, подготовки работников просвещения, художественного образования. Сибпрофобр сыграл большую роль в ускорении темпов формирования новых кадров из представителей рабочего класса, а также подготовке работников просвещения, народного хозяйства и культурного строительства через сеть учебных, курсовых и других учреждений. Благодаря его усилиям ширилась сеть высших и профессионально-технических учебных заведений. В частности именно постановлением Сибпрофобра от 14 декабря 1920 года ветеринарный факультет Сибирского института сельского хозяйства и промышленности в Омске был преобразован в ветеринарно-зоотехнический институт. Из отчета Сибпрофобра о состоянии профтехобразования в Сибири по состоянию на 1 октября 1922 года видно, как коренным образом преобразилось состояние народного образования. На этот день на территории Сибири имелось 13 высших и приравненных к ним учебных заведений с количеством учащихся 10295 человек, из них 4 рабочих факультета. Среди средних и низших профессионально-технических учебных заведений было организовано 43 техникума (из них 2 – в Новониколаевской губернии), 24 проф. тех. Школы (из них 3 – в Новониколаевской губернии), 10 школ ФЗУ (из них 2 – в Новониколаевской губернии), долгосрочных курсов – 2 (все на территории Новониколаевской губернии). Всего по Сибири было 83 средних и низших профессионально-технических учебных заведений с количеством учащихся 7130 человек.

 

В тяжелейших условиях разрухи и голода после окончания гражданской войны Сибнаробразу удалось в короткие сроки на основе революционного энтузиазма положить начало системе профессионально технического образования в Сибири, во многом благодаря которой начал развиваться и крепнуть научный и производственный потенциал Сибири, а десятки тысяч людей смогли стать грамотными и получить образование и профессию.

 

Самарин И.В. 80 лет со времени создания Сибирского комитета профессионально-технического образования (Сибпрофобр) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2000.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

ПОЛОЖЕНИЕ о правах и обязанностях Сибирского Комитета профессионально-технического образования // Сборник постановлений и распоряжений Сибревкома за 1920 г. – [Омск, 1920]. – С. 19-20; Сов. Сибирь. – 5 мая.

ИЗ ОТЧЕТА Сибпрофобра о состоянии профессионально-технического образования в Сибири. – Новосибирск, 1979. – С. 126-127.

ГАНО:

Ф.Р-1. Оп. 1.Д. 89. Л. 256; Д.2264б. Лл.53, 53 об., 55;

Ф. Р-1035. Оп. 1. Д. 39. Лл. 169-170;

Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 324. Лл. 44-45;

Д. 1027б. Л. 99.

Добавить комментарий