Вы здесь

Становление и расцвет

В раздел вошли статьи из книг и периодических изданий, посвященные первым художественным фильмам, снятым в Новониколаевске-Новосибирске. Вниманию читателя представлены публикации о кинопроизводстве в годы Великой Отечественной войны, о развитии документального кино до середины XX века...

 

 

 

Ватолин В.А. Век сибирского кино : Очерки истории кинематографа в Новосибирске [1896-2004 гг.] // История города. Новониколаевск-Новосибирск.  [Т. 1].  Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2005.  С. 723-772 : ил.   
   

 

1924 год. Первый сибирский художественный фильм "Красный газ".

 

Нифонтова В. Первый сибирский художественный фильм : [о первом сиб. игровом фильме, посвящен. противостоянию красноармейцев и колчаковцев (1924), режиссер И. Калабухов, сценарист В. Зазубрин, оператор М. Израильсон-Налетный] // Сибирская газета.   1991.  № 47.  С. 6 : ил., портр.

 

"Литературной основой фильма должен был стать "бестселлер" тех лет - роман Владимира Зазубрина "Два мира", изданный в 1921 г.  в Иркутске и удостоенный похвалы самого Ленина..."

""Красный газ» Пять лет успешно шел на экранах страны и к концу 1920-х годов дал мощный толчок сибирскому кинопроизводству". 

"Вот бы сейчас просмотреть эту "фильму", которую уже тогда так хвалили и критиковали... К тому же сибирскую... Но увы. В каталоге Госфильмофонда значится: "Фильм не сохранился"..."

 

 

 

 

 

   

Вегман В.Д. Идейное содержание кинокартины "Красный газ" // Советская Сибирь. – 1924. – 3 авг., (№ 176) – С. 7 : ил.

 

"Белые были лучше вооружены, тем не менее коммунисты победили белых, ибо коммунисты владеют ОСОБЫМ ГАЗОМ, который обладает свойством всюду проникать, и хотя он не удушлив, но, тем не менее, не победим.

Этот газ названный "красный газ" - коммунистическая агитация и пропаганда. От этого газа никакие противогазы не спасут..."

 

 

 

 

Вегман В.Д. "Красный газ"  первая сибирская кино-постановка : [о ходе съёмок кинокартины, проблемах, перспективах киносьемок, создателях фильма, актерах, занятых в ролях, местах планируемых съёмок] // Советская Сибирь.  1924.  27 июля, (№ 170). – С. 9 : портр. 

 

 В фильме, снятом в стилистике документального кино, кроме профессиональных актеров из московских и сибирских театров снимались участники партизанского движения в Сибири, съемки проводились на местах боев с бандами Колчака.

 

 

 

Гришаев В. Страницы жизни актера Гарденина (Из истории театра в Сибири) // Сибирские огни. 1982.  № 2.  С. 137147.

 

О жизни и творчестве актера Владимира Владимировича Гарденина, который сыграл одну из ролей в фильме "Красный газ".


 
   
   

Ватолин В. Снимали в Новониколаевске фильм... : [о съемках фильма "Красный газ"] // Вечер. Новосибирск. - 1998. - 28 янв. - С. 1, 5 : ил.

 

Консультантом по монтажу фильма "Красный газ" стал молодой режиссер Сергей Эйзенштейн. Новосибирский режиссер И. Клабухов решился экранизировать никому не известного по тем временам сибирского писателя В. Зазубрина, участника рассказываемых в фильме событий. 

   
   

Мартынова Ю.Г. 80 лет со дня выхода на экраны Новониколаевска первого сибирского (новониколаевского) художественного фильма «Красный газ» // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год. - Новосибирск, 2003. - С. 148-149. 

   
   

 

Кадр из фильма "Красный газ".

Фото из фонда Музея сибирского кино.

 

 

 

1926 год. Начало фильмопроизводства в Новосибирске.

 

   

Куликов А. На киностудиях Новосибирска : [о деятельности Новосиб. киностудии "Сибтехфильм" (1926-1946) : к 20-летию киностудии] // Сибирские огни. - 1946. - № 2. - С. 125-216.

 

Картина первая - "На переломе"

Первые кадры сибирского кинофильма таковы:

"По деревенской улице бойко шел маленький "Фордзон". Шарахались в сторону собаки, куры. Испуганно крестились старики и старухи. За трактором валила густая толпа народа, восторженно кричала детвора. А потом, первый трактор, пришедший в сибирскую деревню, вышел за околицу, на деревенское поле, и проложил первые глубокие борозды, перепахал заросшие сорняками межи".
 

В Новосибирске в 1926 г. организовалось кинематографическое акционерное общество "Киносибирь", и началось производство кинофильмов. Технической базы почти не было, но это не охлаждало огромного энтузиазма первых сибирских киноработников. Начало было положено...

   
   

Ватолин В. А., Мир в кадре : [беседа о развитии киноискусства в г. Новониколаевске-Новосибирске (1908-1930) с исследователем кинематограф. прошлого города, глав. редактором студии "Новосибирсктелефильм" о фильмах 90-х (Ю. Бугакове, И. Поклонове) и своем первом фильме] / В.А. Ватолин ; подгот. Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. - 2003. - 14 февр., (№ 7). - С. 30 : ил. 

   
   

 

Новосибирский кинематограф в 1941-1945 гг.

 

В начале сороковых мощной просветительской кинофабрикой страны стал новосибирский «Сибтехфильм».

 

 

Куликов А. На киностудиях Новосибирска // Сибирские огни. -1946. - №2. - С. 125–126. 

 

О деятельности киностудии «Сибтехфильм».

 

 

 

Ватолин В. Новая киностолица - военная / В. Ватолин // Вечер. Новосибирск. – 2005. - 25 март, (№ 55). – С. 13.

 

Об истории Сиб. кинематографа в 1941г. – о съемках Киевской студией фильма "Александр Пархоменко" в Новосибирске весной 1941 г. и об эвакуации в Новосибирск Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР и ряда предприятий кинопромышленности. 

 

 

 

Клушанцев Павел Владимирович (1910-1999), оператор, режиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

 


Первым в мире начал совмещать научно-популярное кино с научной фантастикой, положив начало жанру научно-фантастического киноочерка.

В 1930 г. закончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума.


Во время Великой Отечественной войны работал оператором и режиссёром на студии «Сибтехфильм», выпустил военно-учебные фильмы: «Сибирь в дни войны» (1942); «Чем заменить мыло» (1943); «Заклинание колёс», (1943); «Стрельба на рикошетах» (1944); «Лупа времени» (1944, режиссер, оператор); «Бомбометание» (1945). После войны продолжил творческую деятельность на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов. 


Всего снял более 100 научно-популярных фильмов и сюжетов. 


В честь П. В. Клушанцева назван астероид (321046) Клушанцев.

   
   

Кинокопировальная фабрика (1942-2005)

Перед Великой Отечественной войной тиражирование кинофильмов для кинопроката производилось в европейской части СССР. Осенью 1941 г., когда немецкие войска рвались к Москве было принято решение эвакуировать за Урал наиболее важные предприятия, прежде всего оборонной промышленности, а также организации культуры. Несколько десятков предприятий и организаций культуры были эвакуированы в Новосибирск и Новосибирскую область, что дало могучий импульс всестороннему развитию города и региона.

 

3 апреля 1942 г. Приказом Комитета по кинематографии при СНК СССР основана Новосибирская кинокопировальная фабрика на базе эвакуированного оборудования Московской кинокопировальной фабрики. В годы войны – крупнейшее в стране предприятие, осуществлявшее массовое тиражирование черно-белых фильмов.

Первым был выпущен тираж кинофильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». 

С 1951 года находилась в зданиий на Добролюбова, 16.

   

Ананченко Д. Кинематограф Новосибирской области в 1941-1945 годы // Новосиб. архивный вестник. - 2007. - № 23. - С. 39-49.

 

Об особенностях работы кинообслуживания, кинопроката в годы Великой Отечественной войны в г. Новосибирске и Новосибирской области, репертуаре кинофильмов. Имеется перечень фильмов, демонстрировавшихся в эти годы в Тогучинском, Мошковском, Сузунском, Маслянинском районах.

   

Крылов А. На Ельнинском выступе // Их оружие кинокамера. - Новосибирск, 1970. - С. 40-47. 

 

Воспоминания участников Великой Отечественной войны, кинооператоров А. Крылова и Георгия Боброва (Новосибирск) о съемках военных действий - взятии выступа под г. Ельней (Смоленская обл.) в 1941 г.

 

 

Документалистика и хроника - киножурнал "СИБИРЬ на ЭКРАНЕ"

 

   

Лучинецкий Е. Изгнанию подлежит // Советская Сибирь. - 1967. - № 51. - С. 4.

 

Критика на киножурналы "Сибирь на экране" и фильм "Павшие и живые" Новосибирской студии кинохроники.

 

 

 

Евгеньева М. Поиск и "средний уровень" // Советская Сибирь. - 1968. - №111. - С. 3.

 

О документальных фильмах Новосибирской студии кинохроники, посвященных юбилею А.М. Горького, трагической гибели Ю. Гагарина, на фильм "Павшие и живые" об участниках Великой Отечественной войны и выпуски журнала "Сибирь на экране" № 9, 14.

 

 

 

 

Фонякова Э. Кинокамера исследует жизнь // Советская Сибирь. - 1968. - №70. - С. 3.

 

О работах Новосибирской студии кинохроники: "Сибирь на экране", "Рецензия", "Мальчишке 14 лет", "Новосибирск, Толмачево - от 9 до 15", "Сибирский балет в Японии", "Говорит Новосибирск", "Сказ о коксохиме" и др.

   
   

 

Киноиндустрия Новосибирска

   

Лебедев Н. Человек на экране // Советская Сибирь. - 1963. - № 298. - С. 4.

 

О ходе творческой конференции работников Новосибирской студии кинохроники. 

 

 

 

 

Зенкин П. Искусство, рождённое революцией // Советская Сибирь. - 1969. - № 200. - С. 3.

 

Об истории киноиндустрии в Новосибирске 1920-1969 гг. (к 50-летию советской кинематографии). 

 

 

 

Новосибирская киностудия "Сибтехфильм" в 1941 г. : [о выпуске науч.-популяр. и науч.-техн. фильмов в 1941 году и планах работы] // Сибирские огни. - 1941. - № 3 - С. 154-155.

 

О работах киностудии "Сибтехфильм": "Стелющиеся сады", "Кавказский государственный заповедник", "Богатства недр нашей родины", "В пустынях Средней Азии" и др.

 

 

 

Фоняков И. Фильмы, которых не видят зрители // Литературная газета. - 1968. - № 17. - С. 8 : ил.

 

О лучших фильмах Новосибирской студии кинохроники: «Толмачево от 9 до 14» (оператор Б.  Бычков, режиссер М. Лукацкий); «Мальчишке четырнадцать лет», «Рецензия» (режиссер Голер).

 

Автор статьи ставит проблему отсутствия рекламы фильмов.

 

 

 

Пятнадцать лет советской кинематографии // Сибирские огни. - 1935. - № 2. - С. 206-210.

 

О достижениях советской кинематографии, в т.ч. о достижениях и задачах Западно-Сибирской киноиндустрии.

 

 

 

Add comment