Вы здесь

Дедов Петр Павлович

Годы жизни: 5 Февраль 1933г. - 17 Июля 2013г.

Российский писатель, прозаик.

 

Пётр Павлович Дедов родился 5 февраля 1933 года в крестьянской семье в селе Новоключи Новосибирской области. После окончания школы окончил Новосибирский педагогический институт и факультет журналистики Центральной комсомольской школы в Москве. Работал в газетах «Советская Сибирь», «Водный транспорт», «Молодость Сибири» и в АПН.

 

В 1953 г. в «Молодости Сибири» впервые опубликованы его стихи, а в 1960 – в журнале «Сибирские огни» (№3) – поэма «Настенька».

 

В 1970 г. в Новосибирске издана первая книга – сборник рассказов «К солнцу незакатному» (Западно-Сибирское книжное издательство). В последующие годы в Сибири и в Москве П. П. Дедов издал около 20 книг прозы. Главные из них – «Березовая елка», «Сказание о Майке Парусе», «Алый свет зари», «Моя голубая весна», «Лунные поляны», «Светозары». В автобиографической трилогии «Светозары» – детство, отрочество и юность автора изображаются на фоне жизни сибирской колхозной деревни 1940-х – 1950-х гг. За этот роман в 1984 г. писатель стал лауреатом Всесоюзного конкурса Союза писателей СССР и ВЦСПС «За лучшее произведение художественной прозы о людях труда».

 

Произведения П. П. Дедова публиковались в Болгарии, Германии, Венгрии, Китае. В 2003 г. в издательстве «Вече» (Москва) вышла повесть «Чалдония» о событиях 1917–1920 гг. в Сибири. В частности, в с. Шипицыно, с. Минино, д. Косманка (населенные пункты будущего Венгеровского района Новосибирской области), в с. Кыштовка, г. Каинске (ныне Куйбышев). Герои книги – реальные люди. В их числе – участник партизанского движения поэт М. И. Рухтин, писатель П. П. Бажов, живший в 1919 г. в с. Бергуль (ныне Северный район Новосибирской области), адмирал А. В. Колчак (1874–1920 гг.).

 

П. П. Дедов – кавалер ордена «Знак Почета». Имя писателя присвоено библиотеке его родного села Новоключи. Лауреат премии имени Н. Г. Гарина-Михайловского в области литературы (2008), лауреат премии М. А. Шолохова, лауреат конкурса «Лица 2008 года» — «50 самых профессиональных людей года» в номинации «Писатель года».

 

Петр Павлович скончался 17 июля 2013 года. 

 

С 2014 года в Новосибирской области проводится литературно-художественный конкурс имени Петра Павловича Дедова. Инициаторами конкурса выступили Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская городская общественная писательская организация Союза писателей России и Новосибирское библиотечное общество. 

 

В феврале 2014 года в НГОНБ состоялось торжественное открытие бюста писателя, выполненного новосибирским скульптором Дмитрием Ивановичем Хозяйкиным по заказу земляков П.П. Дедова, жителей Купинского района. Бюст писателя установлен в его родном селе Новоключи. А на новосибирском доме, где жил и работал Кавалер золотого Почётного знака «Достояние Сибири», лауреат премии М.А. Шолохова за крупный вклад в развитие русской литературы Пётр Павлович Дедов, его родными установлена мемориальная доска.

 

Книги П.П. Дедова «К солнцу незакатному», «Моя голубая весна», «Русская доля», «Светозары», «Сказание о Майке Парусе», «Чалдония» доступны в электронной коллекции "Произведения сибирских писателей". 

 

 

 

 

По материалам публикаций подготовила Г. В. Золотова

 

Источники

Материалы к словарю «Русские писатели Сибири XX века» / Н. Н. Яновский. – Новосибирск, 1997. – С. 55.

Новосибирск : энциклопедия. – С. 25

Сибирские огни. – 2003. – №. 3. – С. 190-191

Литература и писатели Сибири / А.А. Горшенин. – Новосибирск, 2010. – Т. 1. – С. 106

 

 

НА СТРЕМНИНЕ

 

Имя писателя Петра Павловича Дедова - автора свыше двадцати книг, известно не только в Сибири, где он родился, вырос, сформировался, как большой и самобытный художник, но и далеко за ее пределами. И секрет его популярности не только в завидном мастерстве, но и в той обжигающей правде, в той воистину сыновней любви к Отечеству, которыми буквально пропитана проза его замечательных повестей и рассказов. Кажется, сама жизнь, - суровая, неприглаженная, чудесным образом закодированная типографскими символами проступает перед читателем во всей своей обворожительной и устрашающей наготе, заставляя учащенно биться сердце, сочувствовать, негодовать, ликовать, печалиться. Такое невозможно придумать. Такое можно только пережить и выстрадать.

 

«Нравственность - есть правда!» - сказал когда-то великий Шукшин, и это - непременное условие любого произведения, претендующего на успех. «Правда, только правда, ничего кроме правды», а еще непременное собственное участие в пережитых событиях, да острый взгляд художника - вот залог будущего не старения и вечной злободневности писательского продукта. Устремляется с толпами авантюристов и золотоискателей в промороженный Клондайк Джек Лондон, голодает, замерзает, изнывает от непосильного труда под неласковым арктическим солнцем, - и появляются замечательные «Северные рассказы». Вместе с бесстрашным воинством стойко держит многомесячную оборону в Севастополе молодой артиллерийский офицер Лев Толстой и - «Севастопольские рассказы». Рядом с прославленным комдивом громит белых в уральских степях красный комиссар Дмитрий Фурманов - «Чапаев». Казак из станицы Вешенской создает бессмертный «Тихий Дон». Буденовский кавалерист из Шепетовки - неувядаемую «Как закалялась сталь», дальневосточный оленевод Анатолий Буйлов — «Большое кочевье». Только не уклонение от судьбы, участие в эпицентре событий, жизнь в гуще народа, его интересами и чаяниями, как правило, дает обильный материал и богатую жатву творцу. И очередное подтверждение тому - литературная судьба Петра Дедова.

 

Рожденный в захолустном сибирском селе Новоключи, он полной мерой испил горькую чашу раннего сиротства. Вместе с земляками пережил тяготы военного лихолетья и повседневного крестьянского труда. С десятилетнего возраста-работа в колхозе, учеба в сельской школе, где не хватает учебников, бумаги, книг, жизнь впроголодь, но в атмосфере всеобщего братства и социальной справедливости. Тяжелый труд и суровые условия жизни не озлобляют людей, но, напротив, способствуют сплочению их в единую общность. Ведь не богатые меценаты, а земляки, сельские учителя, «скинувшись» со своих скудных зарплат, покупают выпускнику школы Петру Дедову роскошные по тем временам парусиновые прорезиновые тапочки и благословляют его на продолжение учебы в городе, углядев в нем незаурядный талант и великое трудолюбие.

 

И Петр Дедов сполна оправдал надежды сельчан. Испробовав себя во многих профессиях, он выбирает единственно правильную стезю, уготованному ему Творцом - стезю русского писателя, летописца народной судьбы. В 1970 г. появляется его первый сборник рассказов «К солнцу незакатному», сразу обративший на себя внимание читателей. А в 1976 г. — рождается «Березовая елка», официально явившая стране перспективного, талантливого художника, мастера слова, достойного гражданина. «Березовая елка» быстро переросла в трилогию под общим названием «Светозары» и обрела невиданный успех в читательской среде, ибо оказалась правдивейшим документом эпохи. Роман-трилогия был издан в Москве стотысячным тиражом, но разошелся мгновенно и после переиздавался еще пять раз в Москве и в Сибири, но все равно не «дошел» до всех желающих.

 

Вот лишь один из многих интересных примеров. Книга случайно попала в руки учительнице и поэтессе аж из города Южноуральска Галине Николаевне Басовой и настолько ей понравилась, что она во что бы то ни стало решила иметь свою собственную, чтобы читать и перечитывать детям, друзьям, соседям. Но все поиски книги в библиотеках и в книжных магазинах не увенчались успехом, а написать письмо автору и попросить прислать ей книжку стеснительная русская душа не решилась. И вот засела переписывать пятьсотстраничный роман ... от руки! О компьютерах и ксероксах в те времена не было еще и речи.

 

Так и сидела и усердно переписывала, пока одна из ее подруг не осмелилась сообщить об этом уникальном случае, достойном Книге рекордов Гиннеса, писателю Дедову, который сразу же выслал добровольной мученице свои книги, а в благодарность получил на память от Галины Николаевны несколько общих тетрадей в клетку, исписанных ее мельчайшим и красивейшим почерком...

 

Чем же особенным привлекательны книги Петра Дедова? Только не коммерческими уловками, — с погонями, убийствами, ярким описанием скотских совокуплений. Вот несколько отзывов известных писателей:

 

Георгий Марков, замечательный прозаик, бывший секретарь Правления Союза писателей СССР: «Я сотни книг прочитал о военном детстве, но книги Петра Дедова поразили своею самобытностью, знанием народной жизни, прекрасным языком, на котором говорят мои земляки...»

 

Александр Плитченко: «Думается, пока жива в народе память об Отечественной войне - будет жить и эта книга («Светозары» П. Дедова).»

 

Владимир Колыхалов: «Автор рисует картину суровую, рисует с пронзительной силой, художественно сильно, мастерски...»

 

Владимир Сапожников: «В книгах Дедова как имя, - так судьба, как фамилия, - так и социальный тип. Своеобразная энциклопедия сельской жизни...»

 

Нелли Закусина: «Повесть «Березовая елка» Петра Дедова – это чувство русского тонкого, все понимающего человека, который никак не может понять, отчего же так все трудно и больно... в России...»

 

Петр Дедов - благодарный сын своего народа, доподлинно знающий натуру и характер русского человека. Его герои: «мастер на все руки» дед Тихон, кузнец Яков Гайдабура, «великая ругательница » бабушка Федора, бригадир Федор Гуляев... Впрочем, какие же это книжные герои, персонажи? Соратники, соседи, собратья, из жизни в книгу переселившиеся, — живые люди, дыхание которых чувствуешь у себя за спиной, когда о них думаешь!

 

Как это нередко случается, книги Петра Дедова сначала обрели широкую популярность в среде читателей, и лишь потом «достигли верхов», — писатель стал Лауреатом Всесоюзного конкурса Союза писателей СССР на лучшее произведение о людях труда, а позже награжден «Почетной грамотой ЦК КПСС и Совета министров СССР».

 

Он продолжает активную и плодотворную работу, изучает историю Сибири. В 2003 году в Москве выходит его очередная книга «Чалдония», повествующая о Гражданской войне в Сибири, где уже зрелый мастер проявляет себя как историограф. Книга тоже издана большим тиражом, получила высокую читательскую оценку, но нынешняя власть не особо чествует писателя. И сам Дедов не желает облачать себя в шутовскую тогу «ново русского », считает зазорным, подобно аксеновым, Михалковым, ерофеевым, радзинским и иже с ними в угоду власти и с вожделением к «зелененьким» оплевывать славное прошлое великой страны, которая вывела его, простого парня из бедной крестьянской семьи, в известные писатели России.

 

Как и положено крестьянину, в полном согласии с совестью и древней традицией, он пашет свою полоску во благо современникам и, даст Бог, — потомкам. Вот и эта очередная книга, объединившая в себе как новые рассказы, так и публиковавшиеся ранее, - неоспоримое тому доказательство. Ключевые и наиболее впечатляющие в ней, - «Стезя», «Русская доля», «Лебединный клик», «Несбывшаяся мечта» и другие.

 

Заурядный случай на охоте («Стезя»), когда, погнавшись за легкой добычей по болоту, рассказчик проваливается в гиблую трясину, и этот факт превращается в яркую метафору нынешнего бытия России. Не мы ли сами, погнавшись за обещанным нам «колбасным раем», помчались дуриком по колдобинам и ухабам так называемых «реформ», пока не рухнули по уши в зловонную няшу «цивилизованного рынка»? И не олигархи ли в образе наглых ворон сначала нас ограбили, а теперь стремяться задолбать своими кривыми погаными клювами?

 

Горькие раздумья о нынешнем дне вызывает и трагический по своему содержанию рассказ «Лебединый клик». Троих рыбаков застала на льду апрельская ростепель. Для опоры у них всего две дощечки. Кто-то должен погибнуть. Тонет старик Никитич, - самый безобидный труженик, самый добрый из них, совестливый и отзывчивый, отдающий «хозяину жизни» Анохину последнюю свою опору. Господь забирает к себе лучших? Может, и так. Да только всепобеждающую наглость как сбрасывать со счетов, - ведь в ледовую ловушку-то рыбаки попали по вине Анохина...

 

Эссе «Русская доля» - это попытка автора написать свою родословную, рассказать, что «дальние и ближние предки происходили из самого многочисленного и главного, а также самого многострадального и униженного сословия, - русских крестьян, хлебопашцев и воинов». В повествовании нет и намека на какую-то исключительность своих близких, но есть законная гордость за их честный труд, преданность своему народу, стойкость и жизнелюбие, за причастность к истории страны.

 

Каждый в роду самоотверженно исполнял то, что ему предначертано: пахал землю, сеял хлеб, растил детей, а приходила пора, - брал в руки оружие. Но эта была не серая, не сермяжная своим однообразием животная жизнь. Нет! Народное искусство русских людей, их песни, пляски, устное творчество, рукомесло, - одно из величайших в мире. Да и великие деятели державы в большинстве своем выходили именно из крестьян. Вспомним хотя бы, что «русскую долю» испытали на себе Сергей Есенин и Георгий Жуков, Михаил Шолохов и Юрий Гагарин, Василий Шукшин и Валентин Распутин - этот список русских деятелей культуры, ученых, героев труда и войны можно продолжать до бесконечности, - и именно они являются становым хребтом на шей нации. Эти люди стояли и стоят на самой стремнине течения народной жизни.

 

Вот и безвестный род Дедовых выметнул свою плодоносную ветвь: дал литературе большого русского писателя Петра Дедова, а российской эстраде - его сына, талантливого певца Сергея Любавина (псевдоним).

 

В конце своей «Русской доли» Дедов сетует: «Писать книги «рыночные», скользкие и внутренне и внешне, - о разврате, убийствах, грабежах, - с души воротит, не могу. Ломать себя, подделываться под «западную цивилизацию» с ее культурой «ниже пояса», не буду. Остаюсь русским...»

 

Да, можно с уверенностью сказать, что у Петра Дедова состоялась завидная судьба. Он - Действительный член Петровской Академии наук и искусств, его именем благодарные земляки в родном селе назвали свою библиотеку, а, главное – состоялись книги, которым уготована долгая жизнь, которые стали классикой и энциклопедией сибирской действительности середины двадцатого века. И разве это не подвиг - в пору разгула мракобесия и русофобии, гордо, во весь голос заявить: «Остаюсь русским!» Оставайтесь, Петр Павлович! Низкий Вам поклон!

 

Евгений Мартышев, поэт, член Союза писателей России, действительный член Петровской Академии наук и искусств

Дедов П.П. Русская доля - Новосибирск, 2007.

 

Добавить комментарий