Вы здесь

Правдухин Валериан Павлович

Годы жизни: 2 Февраль 1892г. - 28 Августа 1938г.

Литературный критик, прозаик, драматург

 

Родился он 21 января (2 февраля по новому стилю) 1892 года в станице Таналыкская Орского уезда Оренбургской губернии, в семье священника. Учился в духовной семинарии, откуда был исключён за участие в первомайской демонстрации. Окончил Оренбургскую гимназию, получив диплом народного учителя. Два года работал учителем в посёлке Акбулак Тургайской области. Окончил в Москве историко-философский факультет народного университета имени А.Л. Шанявского, после чего надолго связал свою жизнь с педагогической и культурно-просветительской деятельностью.

 

Работая в Челябинском губернском отделе народного образования, В. Правдухин активно боролся с беспризорностью, участвовал в создании детских домов и трудовых исправительных колоний, читал лекции по литературе, вместе с женой Л. Сейфуллиной создал один из первых в России детских театров и сам писал для него пьесы. Не случайно первой его книгой, изданной в 1920 году в Челябинске, стала пьеса «Народный учитель».

 

В 1921 году В. Правдухин с женой приехал в Новониколаевск, где возглавил Сибгосиздат. Был он и в числе создателей журнала «Сибирские огни» (1922), входил в состав его первой редколлегии, руководил критическим разделом. Надолго определил как идейно-эстетическую программу «Сибирских огней», так и направленность всей литературной критики Сибири 1920-х годов. Сам же журнал стал для В. Правдухина творческой трибуной, с которой он в статьях и обзорах («В борьбе за новое искусство», «Литература о революции и революционная литература», «Литературные течения современности», «Сибирские поэты современности» и др.) отстаивал идейность и социальную значимость искусства слова, видел в нём «сильное революционное оружие». Вместе с тем он высоко оценивал реалистические и гуманистические традиции русской классики, горячо отстаивал их как фундамент нового искусства, рассматривая литературный процесс в контексте общенационального и мирового художественного опыта. Говоря о социальной значимости литературы, её неразрывной связи с действительностью, В. Правдухин искал в творчестве писателей-современников «живых капель будущего», умения «сочетать временное с вечным». Будущее искусства связывал с художниками, которые сумеют ярко и сильно нарисовать путь нового мира и человека, способствуя их рождению.

 

В 1920-х годах Валериан Правдухин стал одним из тех немногих критиков, у кого знание эстетических законов сочеталось с пониманием исторических закономерностей и тенденций общественного развития. При отражении самых важных и злободневных социальных проблем литература, по его мнению, должна оставаться в рамках необходимой художественности. Не случайно основным моментом эстетической позиции В. Правдухина было требование глубокого и правдивого изображения жизни во всей её сложности и противоречивости. А методом советской литературы он считал реализм, но уже нового типа, более глубокий, чем реализм классики, свободный от «идеологических изломов прошлого» и обуславливающий «беспощадно ясную» манеру письма. Поэтому В. Правдухин нетерпимо относился к схематизму, натурализму, голой тенденциозности, не допускал эстетических скидок на «передовую идею», «революционное содержание» и т. п. Отсюда вполне закономерно, что, развивая традиции революционно-демократической критики, он настаивал на необходимости критики синтетической.

 

В 1923 году В. Правдухин и Л. Сейфуллина переехали в Москву. Валериан Павлович возглавил критический отдел журнала «Красная нива», сотрудничал с журналом «Красная новь», участвовал в деятельности группы «Перевал». В развернувшейся литературной борьбе Правдухин подвергался резким нападкам со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей и творческого объединения «Левый фронт искусств» (РАПП, Леф). Но и сам в долгу не оставался, осуждая журналы «Леф» и «На посту» за то, что их «эстетствующие политики» не ставили перед собой конкретных задач искусства, а преследовали цель «декларативного завоевания командных высот на литературном фронте» и добивались этого путём политического разноса писателей. Травля В. Правдухина становилась всё злей и изощрённей, и к концу 1920-х годов он вынужден был литературно-критическую деятельность по существу прекратить и переключиться на другие жанры.

 

Благо природа наделила его разносторонним талантом. В конце 1920-х и в 1930-х годах появляются очерковые книги В. Правдухина «По излучинам Урала и лесной степи», «Горы, тропы, ружьё», «В степи и горной тайге», включившие в себя и детские воспоминания, и путевые очерки, и охотничьи рассказы. Все они проникнуты чувством восхищения перед красотой, богатством и многообразием мира природы.

 

А в 1937-м выходит роман из прошлого уральского казачества «Яик уходит в море». Написанию книги предшествовала большая исследовательская работа, которая помогла писателю создать атмосферу исторической достоверности. На конкретных судьбах и живых человеческих характерах В. Правдухин показал сложную сущность казачества, художественно убедительно представил и то общее, что связывало казаков Урала и других регионов, и то самобытное, что было свойственно только уральцам.

 

В романе «Яик уходит в море» В. Правдухин раскрылся как художник эпического размаха, способный к изображению развёрнутых картин, к глубокому постижению социальных процессов, созданию масштабных выразительных образов. Вероятно, со временем мог бы вырасти в крупного прозаика, но судьба не дала ему такой возможности. В середине 1937 года Валериан Павлович был репрессирован, а в августе 1938-го расстрелян.

 

Только в 1956 году В.П. Правдухина реабилитировали. Одна из улиц современного Челябинска носит его имя.

 

ГоршенинА. В. Правдухин Валериан Павлович : 125 лет со дня рождения / Календарь знаменательных  памятных дат по Новосибирской области, 2017 год

 

ИСТОЧНИКИ

ПРАВДУХИН В.П. Яик уходит в море : роман. – М. : Художеств. лит., 1937. – 510 с.

ПРАВДУХИН В.П. Литературная современность, 1920–1924 : [сб. ст.]. – М. : Госиздат, 1924. – 295 с.

ПРАВДУХИН В.П. Творец – общество –искусство : ст. о соврем. лит., 1921–1923 г.г. – Новониколаевск : Сиб. огни, 1923. – 140, [3] с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЗАПЕВАЛОВ В.Н. Правдухин Валериан Павлович (псевдоним В. Шанявец) // Русская литература XX века : Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиогр. слов. – М., 2005. – Т. 3. – С. 113–115 : портр. – Библиогр.: с. 114–115.

ЛЕВЧЕНКО Н.И. Правдухин (псевд. Шанявец В.) Валериан Павлович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 694. – Библиогр.: с. 694. – То же, с незначит. изм.: Журналистская энциклопедия Новосибирской области. – Новосибирск, 2008. – С. 283–284.

СОБОЛЕВСКАЯ Н.Н. Страницы советской литературной критики 20-х годов : (В. Правдухин, Я. Браун). – Новосибирск : Изд-во НГУ, 1992. – 193, [2] с. : ил., портр. – Из содерж.: Литературная критика В.П. Правдухина. – С. 19–109; Список работ В.П. Правдухина. – С. 185–187.

ЯКИМОВА Л.П. «Человек широкого размаха и редкостной души…» // Литература и литераторы Сибири : лит. очерки. – Новосибирск, 1988. – С. 38-62.

ЖУРНАЛ «Сибирские огни». Литературно-критическая деятельность В.П. Правдухина // Очерки русской литературы Сибири. – Новосибирск, 1982. – Т. 2. – С. 103–110. – См. с. 103, 106–110.

Добавить комментарий