«Отец» новосибирского метро: «Наша подземка не спасет от ядерного удара»

24.12.2015

«Отец» новосибирского метро: «Наша подземка не спасет от ядерного удара».

 

Новосибирскому метрополитену в 2015 году исполняется 30 лет, начальнику его строительства – 84 года. Более 2 тысяч метростроителей прошли 7,5 км под землей, построив основу в семь станций и самый длинный в мире метромост. Метро построили за шесть лет, но заложили неглубоко – от сильной бомбежки в нем не спастись. Про масштабную стройку, тайные тоннели и орфографические ошибки в названиях «Новосибирским новостям» рассказал первый директор «Новосибирскметростроя» Михаил Михайлович Немилостивых.

 

- Как строилось метро?

 

- Когда планировали строить метрополитен в Новосибирске, многие боялись, что внутри будет слишком холодно, но эти страхи не подтвердились.

 

12 мая 1979 года была забита первая свая на месте будущей станции метро «Октябрьская». По приезду в город я сразу стал формировать бригады метростроевцев. Появился «Тоннельный отряд-29», рабочих набирали из числа шахтеров Кузбасса, инженеров – из выпускников СГУПСа. Всего на строительстве метро работало более 2 тыс. человек.

 

Для прокладки тоннелей мы использовали три горно-добывающих комплекса. Впервые стали использоваться грузовики для вывоза грунта, так как метро залегало неглубоко. Например, в Москве для этих целей в тоннелях прокладывали узкоколейку и вагонетками вывозили землю в створ, откуда поднимали на поверхность. Машин у нас было достаточно, водители работали круглосуточно.

 

Там, где мы строили, грунтовых вод не было, и станции не заливало. Труднее всего было строить купольные перекрытия станций: «Площадь Ленина», «Гагаринская», «Заельцовская», «Вокзальная» («Пл. Гарина-Михайловского»), «Сибирская». Они рассчитаны на большую нагрузку и могут выдержать  множество зданий и автомобилей. Метро строили открытым способом, разрывали, а затем зарывали в землю.

 

- Где взяли деньги на строительство метро?

 

- Большую роль в этом сыграли тогдашний глава горисполкома Иван Севастьянов и глава обкома Александр Филатов. Во время визита Леонида Ильича Брежнева им удалось убедить генсека, что городу нужно метро. Отчасти удалось использовать «московские рычаги» в лице замминистра Косыгина, уроженца Новосибирска, подарить родному городу возможность развития.

 

- Кто придумывал отделку и интерьеры станций?

 

- Этим занимался «Метропроект», названия и облик станций определяли заранее. Мрамор для станций сперва брали из карьера под Искитимом, гранит тоже добывали в Новосибирской области.

 

Затем облицовочные материалы стали заказывать на известных месторождениях: коелгинский белый мрамор с Урала, красный мрамор из Прибайкалья, черный мрамор из Грузии, гранит из Карелии и Подмосковья. Станции московского метрополитена, бесспорно, выглядят богаче, но нам не всегда хватало денег на высокохудожественные вещи.

 

-Краеведы утверждают, что при отделке «Студенческой» в спешке назвали ее «СтуденТческая», а перед официальным открытием в спешке убрали четыре лишних буквы. Якобы, две из них потерялись, а однавалялась в НЭТИ (НГТУ), где с ней фотографировались за деньги. Это правда? Была ли ошибка в названии станции «Студенческая»?

 

- Такой истории я не припоминаю, может и было. Но скорее всего выдумка.

 

- Новосибирское метро обрастает легендами и мифами. Есть ли тайный тоннель к вокзалу или бомбоубежище на случай ядерной войны?

 

- Новосибирское метро маленькое – никаких тайных тоннелей нет, только две ветки и все. Оно залегает неглубоко и не может служить укрытием при ядерной бомбардировке. Между поверхностью и тоннелем даже не скала – просто супесь, земля. К примеру, подземный ядерный реактор в Красноярском крае мы строили в теле цельной скалы на глубине более 70 метров, он бы выдержал любой ядерный удар.

 

- Почему метромост не сделали полностью стеклянным?

 

- Зачем его делать стеклянным, чтобы пассажиры любовались видом на реку? Но остекление – это слабая защита от ветра, который вредит метромосту, поезду и заставляет мерзнуть пассажиров.

 

По этим же причинам отказались от идеи продлевать метро надземным способом. Возможно, это более дешево, но небезопасно, особенно в нашем климате. Подземный способ прокладки метро более дорогой, но обеспечивает большую безопасность.

 

 

- Быть метростроевцем было престижно?

 

- Особенно высоких зарплат у сотрудников не было, но все выплачивали в срок. Зато быт метростроевцев был организован самым лучшим образом. Были построены два душекомбината, две столовые, была летняя база отдыха, сейчас там расположен санаторий «Золотой берег».

 

Метростроевцев обеспечивали квартирами и участками в дачном сообществе «Метростроитель», в этом нам очень помогал горисполком и обком.

 

Мы построили в Новосибирске 7,5 км метро. Строили очень быстро – по 3-4 метра тоннеля за смену. В целом за шесть лет было построено 10 участков и семь станций, первой стала «Октябрьская», затем появилась целая ветка с перегонами – от «Заельцовской» до «Студенческой», от «Вокзальной» до «Сибирской» и самый длинный метромост.

 

- Из-за фамилии Немилостивых вас боялись подчиненные?

 

- Конечно нет, не боялись – ни метростроевцы, ни студенты СГУПСА, где я с 1997 года преподавал. Но дисциплина на строительстве метро была выстроена четко – никаких выходок, нарушений техники безопасности и производственных травм не было. Никого не приходилось «ловить за руку» на использовании служебного положения и хищении стройматериалов.

 

Команду я подбирал из проверенных людей из товарищей по вузу:  Юрий Гурков (руководил дирекцией), Леонид Юмакаев (руководил строительством метромоста), Юрий Самочернов ( руководил метропроектом). Свой инженерный талант показали  мой зам Геннадий Величко, начальник тоннельного отряда №33 Владимир Мор, Владимир Смыслов (глава производственно-технической службы.

 

Никита Манько, Новосибирские новости

http://nsknews.info/news/

Севастьянов Иван Павлович

Годы жизни: 28 Январь 1918г. - 20 Марта 1996г.

Председатель Новосибирского горисполкома.

 

После окончания школы Иван Павлович Севастьянов работал учителем, затем была учеба в техникуме и НИИЖТе. Во время Великой Отечественной войны он перешел на комсомольскую и партийную работу.

 

В 1963 г. избран председателем исполкома Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся и в течение 20 лет оставался  «градоначальником» Новосибирска. После трех месяцев его работы в председательской должности на сессии горсовета прошло серьезное обсуждение благоустройства Новосибирска, архитектурных достоинств города. Стараниями Ивана Павловича были проложены Вокзальная магистраль, улицы Нарымская, Плановая, Жуковского, проспект Димитрова, вырос второй мост через Обь, количество жилья увеличилось почти в три раза, а площадь снесенных бараков исчислялась миллионами квадратных метров.

 

В 1960-е гг. самой болезненной проблемой Новосибирска были коммуникации. Общей городской канализации просто не было. С неба на город оседали выбросы огромного количества котельных.

 

Совместно с первым секретарем обкома КПСС Ф.С. Горячевым он убежденно отстаивал необходимость строительства метро в Новосибирске. И когда решение было принято, началась главная работа И.П. Севастьянова. В ту пору для строительства метро в городе ничего не было: ни проектной организации, ни производственных мощностей. Поэтому создание собственной специализированной проектной и строительной организации – это заслуга Ивана Павловича.

 

 
За выдающийся вклад в развитие города и многолетнюю плодотворную деятельность на посту Председателя исполкома городского Совета народных депутатов Ивану Павловичу Севастьянову в июне 1993 года было присвоено звание «Почетный житель Новосибирска»
 

Время И.П. Севастьянова – это время больших мощностей. Под его «административным крылом» в городе построили самые мощные за Уралом тепломагистрали, реконструировали ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ввели пять котлов на ТЭЦ-5.

 

И.П. Севастьянов вникал во все сам, выезжал на место, досконально  разбирался в проблеме. Доброй памятью о нем стали дома, улицы, микрорайоны, мосты – весь наш шумный, бурлящий, согретый душой Ивана Павловича Севастьянова Новосибирск.

Подписаться на метро