Самохин Николай Яковлевич

Годы жизни: 1 Август 1934г. - 11 Января 1989г.

Советский прозаик и журналист.

 

Николай Яковлевич Самохин родился в крестьянской семье. Окончил с отличием Новосибирский институт инженеров водного транспорта. В студенческом театре миниатюр состоялось его первое серьезное приобщение к художественному творчеству.

 

После учебы Николай Яковлевич работал на строительстве Академгородка. В журналистику ушел в 1959 г. Начинал работать в газетах «Советский воин», «Вечерний Новосибирск». В 1965–1974 гг. занимал пост ответственного секретаря журнала «Сибирские огни», а позже был спецкором «Литературной газеты». В 1962 г. вышел его первый лирический рассказ «Прекрасная несправедливость».

 

Публикаций Н. Самохина ждали, первые же книжки его юмористических рассказов (многие из которых увидели свет на газетной полосе) шли  нарасхват. Вскоре Николай Яковлевич, не оставляя рассказов, начал писать свои небольшие по объему, но удивительно емкие повести.

 

Обладая высокой духовной и художественной культурой, Н. Самохин являлся своеобразным исследователем общества, высмеивал убогость чувств,  стремлений и интересов. В его творчестве нашли гармоничное продолжение традиции А. Чехова, А. Аверченко и М. Зощенко.

 

Он обладал «абсолютным чувством смешного» – как бывает у других абсолютный слух. И вместе с тем был наделен «внутренними часами», позволявшими ему безошибочно чувствовать время. Вероятно, оба эти определения, нигде письменно не зафиксированные, принадлежат Анатолию Никулькову, умевшему иногда «выдать» лаконичную и емкую формулу.

 

За 30 лет работы Николай Самохин создал своеобразную летопись Новосибирска, в которую, в частности, вошли рассказы об Академгородке.

 

Но что бы ни писал Николай Яковлевич – веселый ли сатирический рассказ, пронзительную ли лирическую повесть или путевой очерк – к труду своему он относился предельно честно, не делая ни малейших уступок конъюнктуре или моде.

Новиков Андрей Порфирьевич

Годы жизни: 30 Октябрь 1909г. - 6 Ноября 1979г.

Композитор, дирижер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ имени М.И. Глинки, музыкально-общественный деятель.

 

Андрей Новиков более двадцати лет руководил ансамблем песни и пляски СибВО, возглавлял Сибирский народный хор, был председателем Сибирского отделения Союза композиторов РФ. Он автор более двухсот песен и хоров, сюит и концертных произведений для оркестра народных инструментов. Для маленьких музыкантов Андрей Порфирьевич написал вокальный цикл «Песни моих внуков» и несколько фортепианных миниатюр. Последним произведением композитора стала его единственная симфония.

 

Новиков принадлежит к той замечательной плеяде композиторов, которых мы называем «песенниками». С песней связана вся его жизнь - долгая и напряженная, счастливая и светлая - жизнь большого художника и артиста.

 

Андрей Порфирьевич Новиков родился 17 октября (30 - по новому стилю) 1909 г. в Барнауле. Отец - служащий у одного из местных купцов. Мать - из очень бедной крестьянской семьи. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Сам композитор вспоминал: «... отец Порфирий Николаевич и моя мать Ксения Гурьевна любили искусство, особенно русскую песню. Мой дед был настоящий сказитель и сочинитель песен. Он посвятил меня в таинства красоты народной песни, за что я всегда помню его с благодарностью». Мальчик жадно впитывал все это и вымолил у родителей разрешение брать уроки у местного театрального скрипача Свинкина.

 

Но, пожалуй, особенно дороги были ему уроки теории музыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. И позже, когда Новиков сам стал известным композитором, он с большим уважением внимательно прислушивался к его авторитетным замечаниям и пожеланиям.

 

В 1927 г. Новиков уезжает из Барнаула в Томск, в музыкальный техникум, где были собраны тогда лучшие музыкально-педагогические силы Сибири. Учиться Андрей Порфирьевич стал сразу по двум специальностям - в классах скрипки и композиции. На выпускном экзамене по скрипке он с успехом исполнил знаменитый «Скрипичный концерт» Ф. Мендельсона и известную сонату Э. Грига для скрипки и фортепиано. Но предстоял еще и другой экзамен - по композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на хакасские народные темы. Все это во многом определило дальнейшее направление творческих интересов композитора.

 

Из Томска одаренный юноша был направлен в Ленинград, в прославленную первую русскую консерваторию, где у известных педагогов П.Б. Рязанова и М.А. Юдина он обучался композиции. Закончить консерваторию Новикову не удалось: в связи с болезнью родителей он вынужден был вернуться домой.

 

В 1935 г. А.П. Новиков поселился в Новосибирске. Одним из важных культурных очагов Новосибирска того времени был Радиокомитет, сюда на должность музыкального редактора и пригласили Андрея Порфирьевича. При Радиокомитете работал совсем молодой еще симфонический оркестр. Музыка его звучала не только по радио, большим успехом пользовались открытые выступления перед горожанами в клубе Октябрьской революции. Для оркестра писали местные композиторы - К.Н. Нечаев, М.И. Невитов, здесь пробовал свои силы и Андрей Новиков.

 

Успешными были его выступления в качестве музыкального оформителя и композитора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия».

 

Самой важной датой своей творческой и исполнительской жизни композитор считает ноябрь 1939 г., когда в Сибири создавался Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа, и Новиков был назначен его художественным руководителем. Андрей Порфирьевич со всей ответственностью и самоотдачей отнесся к формированию коллектива. Вместе с начальником ансамбля политруком В.М. Пухначевым (впоследствии известным поэтом-песенником) они отбирали в воинских частях, кружках самодеятельности артистов для военного ансамбля. За короткий срок были привлечены лучшие творческие силы города и округа, решена масса организационных вопросов: помещение, техника, инструменты, размещение артистов. Организована на высоком уровне репетиционная работа. Молодой композитор понимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным авторитетным коллективом, ему нужно найти свое творческое лицо, свое направление. И, посоветовавшись с командованием округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику.

 

С началом Великой Отечественной войны с небывалой до того силой сказалась боевая, действенная роль песни, ее способность сплачивать людей, мобилизовывать их волю, воодушевлять. Это подтверждали выступления ансамбля СибВО перед полками и дивизиями воинов-сибиряков, концерты в прифронтовой зоне, выезды на Карельский и Северо-Западный фронты. Многие произведения композитора были непосредственно адресованы землякам: «Песня сибирских полков», «Сибирская строевая». Памятна многим песня «Россия», под звуки которой на новосибирском вокзале провожали на фронт воинов-сибиряков. Песня возвращения «Встречай, дорогая» вошла в документальный фильм «Сибиряки-гвардейцы». Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы войны, стала кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Другим значительным произведением А.П. Новикова тех лет была «Сибирь атаманская» - симфоническая повесть о партизанской борьбе в Сибири против колчаковских войск.

 

Закончилась Великая война, возникли новые задачи, новые творческие планы. В сороковые-пятидесятые годы Андрей Порфирьевич создает несколько оркестровых сюит, каждая из которых отражает определенный шаг в послевоенной жизни страны. Первой была сюита «Шумят хлеба». Написанная в 1947 г., она как бы выражала веру в то большое хлебное будущее, которое пришло в Сибирь позднее. Затем последовала сюита «В просторах Сибири» (1954 г.), а еще через три года - «По Чуйскому тракту». Композитор осваивал огромные пространства своего края, осмысливая его через прошлое и современный день, через жизнь, труд, фольклор населяющих его народов. Еще через четыре года появилась сюита «Осенняя Кулунда», быть может, лучшее из произведений композитора в этом жанре, очень органично сочетающее в себе пейзажное начало, любование неброской красотой сибирской степной природы и трудовой ритм борьбы за урожай.

 

Важное место занимают и образы, связанные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших Сибирь. Здесь, пожалуй, наиболее выделяются «Горно-Шорские картинки» (1963 г.). В них привлекают точность и рельефность музыкальных зарисовок. Композитор сам был в тех краях и не просто был, но и всей душой, с глубоким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Заслуженной известностью пользуется его произведение для виолончели и фортепиано «Горно-Алтайские зарисовки». Верный принципу опоры на народное творчество, композитор и здесь воплотил образы, основу которых составляют русские и горно-шорские песни.

 

В середине 60-х годов А.П. Новиков пять лет работал за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной группы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах.

 

В 1968 г. Андрей Порфирьевич уходит в отставку и возвращается в Новосибирск, где ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. В этом же году ему присвоено звание «Народный артист РСФСР».

 

С приходом Новикова в Сибирский народный хор коллектив начал работать с особым размахом, с особым художественным подъемом. Композитор возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970-1971 гг. была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначевым кантата-песня «Золото хлеба». Под руководством А.П. Новикова хор стал активно гастролировать. Маршруты поездок охватывали самые различные районы страны - от Дальнего Востока до Московской области и Белоруссии. Выступали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный успех коллектив имел во Франции в 1974 г. в Дни науки и культуры Сибири.

 

 
Закономерным итогом плодотворной деятельности А. Новикова на посту художественного руководителя Сибирского народного хора стало присуждение ему Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки в 1975 г.
 

Нельзя не сказать еще об одной стороне деятельности А.П. Новикова - музыкально-общественной. В 1944-1965 гг. и с 1976-го он - председатель правления Сибирской организации Союза композиторов РСФСР. Избранный на этот пост, Андрей Порфирьевич сумел своим авторитетом, своим доверием к композиторам разных поколений и разных почерков в немалой степени содействовать оживлению творческой жизни организации. Большая его заслуга в том, что композиторская организация Сибири заняла достойное место в музыкальной жизни России.

 

В 1979 г. А.П. Новиков написал свою самую интересную и многообещающую работу - Симфонию. Сам факт обращения к этому жанру мастера, работавшего большую часть своей жизни в других областях музыкального творчества, не может не вызывать уважения к автору и его творческой смелости. Это - свидетельство постоянного поиска новых художественных средств выражения для главной темы. Неслучаен эпиграф, которым предваряет Новиков свое сочинение: «Отечество мое - Россия, призвание мое - Сибирь». Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением А. Каца на торжественном вечере-концерте, посвященном 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности композитора 17 октября 1979 г.

 

Мало кто мог представить тогда, что в этот вечер А.П. Новиков в последний раз встречается с многолюдной аудиторией своих земляков, с родными музыкальными, хоровыми коллективами, в которые он вложил столько души и таланта, вдохновения и мастерства. Через три недели после юбилея композитор скончался...
«Да, - говорил он, - я бы, конечно, мог писать песни о Подмосковье, и о Ростове, и о Белоруссии - всюду земля моя, советская. Но без Сибири, ее просторов, безбрежных лесов, могучих рек, без ее людей, удивительно щедрых на душевное тепло, добрых, твердых и веселых, я бы не смог жить в самом райском уголке земли. Я - сын Сибири. Я верно служу ей. И отдал ей всю свою жизнь...»

 

Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1981 г. детской музыкальной школе № 7 г. Новосибирска было присвоено имя А.П. Новикова.

 

Подготовила Н. П. Носова

 

Литература:

НОВИКОВ, А. П. Песни : для голоса или хора в сопровождении фортепиано ( баяна) / А. П. Новиков. - М. : Совет. композитор, 1976. - 43 с.
НОВИКОВ, А. П. По Чуйскому тракту : сюита для оркестра рус. нар. инструментов : партитура / А. П. Новиков. - М. : Совет. композитор, 1960. - 57 с.

НОВИКОВ, А. П. Сибирские народные песни : старин. и соврем. нар. песни : песенник / А. П. Новиков, В. С. Левашов. - Новосибирск : Кн. изд-во, 1957. - 171 с.

НОВИКОВ, А. П. Источник мудрости : [композитор о своей работе] // Совет. культура. - 1963. - 1 июня. - С. 4 : портр.

 

БУШУЕВ, Н. П. Письмо внуку : заметки о пережитом [работника культуры г. Новосибирска] / Н. П. Бушуев. - Новосибирск : Горница, 1997. - 110, [3] с. : ил., портр.
На с. 38, 54 - 56 имеются воспоминания о дружбе с композитором А. П. Новиковым в бытность автора администратором по организации концертов в новосибирском парке имени Сталина (ныне Центральный парк) и администратором культурно-художественного отдела окружного Дома офицеров.

[ЕРЕМЕНКО, Г. А.] Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (1945-1955) // Музыкальная культура Сибири : [монография]. - Новосибирск, 1997. - Т. 3, кн. 1. - С. 197 - 225.
На с. 217 - 222 - о Новикове А. П.

 

МИТИНА, С. В. Дарила Сибирь вдохновение : [сб. материалов о новосиб. композиторах] / С. В. Митина, В. Т. Митин. - Новосибирск : Кн. изд-во, 1994. - 63 с. : портр., 8 л. ил., портр. - Загл. обл.: Дарила Сибирь вдохновенье. - Библиогр. в конце ст. - Из содерж.: Имени А. П. Новикова : [о композиторе и ДМШ № 7]. - С. 55 - 58 ; Слово о друге / Н. Мейсак. - С. 59 - 60 ; Указатель основных произведений А. П. Новикова. - С. 61 - 63.

СМЕРДОВ, А. И. Близ песенных родников // У истоков Сибирианы / А. И. Смердов. - Новосибирск, 1987. - С. 179 - 194. - То же: Сиб. огни. - 1986. - № 6. - С. 138 - 145.

 

МЕЙСАК, Н. А. Певец Сибири // Поговорим о жизни / Н. А. Мейсак. - Новосибирск, 1986. - С. 43 - 59.

ШУМИЛОВА, А. Нравится поле? Дарю... : 17 окт. композитору А. Новикову исполнилось бы 95 лет : [по материалам воспоминаний сына - В. А. Новикова] / А. Шумилова // Вечер. Новосибирск. - 2004. - 2 окт. - С. 10 : портр.

 

МИТИН, В. Певец сибирского края : [к 90-ле-тию со дня рождения А.П. Новикова] // Совет. Сибирь. - 1999. - 16 окт. - С. 3 : портр.

ИВАНОВ, В. Жизнь, отданная песне : [к 85-ле-тию со дня рождения] // Воин России. - 1994. - № 44 (Окт.). - С. 9 : ил.

 

АСИНОВСКАЯ, А. «Призвание - моя Сибирь» : [к 70-летию композитора] // Совет. Сибирь. - 1979. - 17 окт. - С. 3 : портр. КАЛУЖСКИЙ, В. «Призвание мое - Сибирь...» : (к 70-летию А. П. Новикова) // Сиб. огни. - 1979. - № 10. - С. 147 - 153.

АЙЗЕНШТАДТ, А. «Я тяготею к народным жанрам» / А. Айзенштадт, И. Айзенштадт // Сиб. огни. - 1974. - № 6. - С. 171 - 178.

 

ГОНЧАРЕНКО, С. С. Новиков Андрей Порфирьевич // Новосибирск : энциклопедия. - Новосибирск, 2003. - С. 574 : портр. - Биб-лиогр.: с. 574.

ГРИГОРЬЕВ, Л. Г. Новиков Андрей Порфирьевич / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек // Советские композиторы и музыковеды : справочник / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. - М., 1981. - Т. 2. - С. 280 - 281.

 

ЯКОВЛЕВ, А. А. Новиков Андрей Порфирьевич // Музыкальная энциклопедия. - М., 1976. - Т. 3. - Стб. 1003 - 1004.

Муров Аскольд Федорович

Годы жизни: 5 Февраль 1928г. - 7 Июня 1996г.

Композитор, педагог.

 

Окончив среднюю школу, Аскольд Муров обнаружил огромный интерес к музыке. Научился играть на домре, кларнете, трубе, тромбоне и саксофоне. Участвовал в струнном, духовом, эстрадном оркестрах, во всевозможных ансамблях. Делал аранжировки, переложения, сам сочинял музыку, ездил на областные смотры художественной самодеятельности из Кемеровской области в Новосибирск.

 

В 1946 г. А. Муров стал студентом Новосибирского строительного института (Сибстрин). Но тяга к музыке не ослабевала. А. Муров поступил  на дирижерско-хоровое отделение Новосибирского музыкального училища, однако вынужден был оставить занятия – пришлось ехать по распределению на инженерную работу после окончания вуза. И только в 1958 г., когда открылся класс композиции в Новосибирской  консерватории, Аскольд Федорович окончательно решает расстаться с инженерной специальностью и поступает сразу на второй курс консерватории. Все студенческие произведения А. Мурова получили известность в Сибири и за ее пределами. В 1960 г. в Москве ведущими музыкантами Новосибирска были исполнены Второй квартет, Фортепианное трио, Соната для альта и фортепиано, балетная сюита «Мойдодыр», вокальные циклы. В качестве дипломной работы А. Муров представил свою Первую симфонию, которую оценили крупные российские музыканты, назвав ее «путевкой в большую творческую жизнь». После окончания консерватории  Аскольд Федорович остается там же на преподавательской работе и вступает в Союз композиторов.

 

А.Ф. Муров написал более 200 произведений разных жанров: хоровых, симфонических, камерных – инструментальных и вокальных произведений для оркестра русских народных инструментов, для музыкального театра, писал музыку к драматическим спектаклям, к кино- и телефильмам. Однако основное место в его творчестве принадлежит жанру симфонии.

 

Поздний период творчества композитора посвящен духовной теме. Самое последнее свое произведение – Поэму для струнного оркестра «Во имя жизни» – Аскольд Федорович посвятил солдатским матерям.

Маланин Иван Иванович

Годы жизни: 15 Январь 1897г. - 1969г.

Легендарный сибирский баянист.

 

Иван Иванович Маланин родился в поселке Троицкое Иркутской области. Он был  восемнадцатым ребенком в рабочей семье и, увы, незрячим. Но именно этот ребенок впоследствии прославил свою фамилию и свой край на всю страну.

 

Яркий музыкальный талант проявился у мальчика очень рано. Однажды в Иркутской школе-интернате для слепых детей его выступление услышал владелец винокуренного завода Потушинский. С его помощью Ивану Маланину удалось получить настоящее музыкальное образование.

 

Уникальная память, красивый голос, абсолютный слух, удивительная артистичность вскоре принесли И.И. Маланину необычайную популярность.

 

В сентябре 1927 г. на конкурсе гармонистов и баянистов Иван Маланин получил первое серьезное признание: занял первое место с  вручением серебряного жетона «Лучшему гармонисту». В 1928 г. его баян начал звучать по новосибирскому радио, куда он был приглашен в качестве солиста. А в следующем году на конкурсе И. Маланин стал обладателем уже золотого жетона с надписью «Лучшему баянисту».

 

В годы Великой Отечественной войны Иван Маланин – автор радиопередачи «Огонь по врагу!», которая была, пожалуй, самой популярной на новосибирском радио. Музыкант-виртуоз много гастролировал. Его концерты пользовались невероятным успехом. Обделенный даром видеть, Иван Иванович удивительно остро и точно ощущал публику, передавая свои чувства при помощи музыки. Кроме баяна, музыкант прекрасно играл на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте, ударных инструментах. Он собирал полные залы и в столице, и в сельской глубинке.

 

В послевоенное время Иван Маланин работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. С 1987 г. в Новосибирске проходит Маланинский фестиваль, который  собирает лучших баянистов России и зарубежья.

Магалиф Юрий Михайлович

Годы жизни: 16 Июль 1918г. - 28 Января 2001г.

Писатель, поэт, артист.

 

Юрий Михайлович Магалиф родился в г. Петрограде в семье врача. Вместе с репрессированной матерью отправился в ссылку в Казахстан. В 1936 г. вернулся в Ленинград и поступил в театральный институт. Проучившись 3 курса, снова был сослан, но уже в Сибирь.

 

С 194 г. Ю. Магалиф жил в Новосибирске, где после освобождения из лагеря работал в филармонии и как артист объездил с концертами всю Сибирь. Печататься в газетах начал еще в юношеские годы в Ленинграде. В 1957 г. в новосибирском альманахе для детей «Золотые искорки» вышел его очерк «Героическая профессия», затем в сборнике «Сибирская новь» – очерк «Приметы времени». В 1958 г. маленькие новосибирцы познакомились с книжкой «Приключения Жакони», и этот герой вскоре стал любимцем ребят.

 

Первые книги Ю. Магалифа были адресованы детям: «Бибишка – Славный Дружок», «Путешествие не окончится», «Тип-тик…». Самое серьезное для писателя – это сказки, как он сам говорил. В 1958 г. вышла и первая  взрослая книга рассказов о людях, живущих рядом, тема которой продолжилась в следующем сборнике «Внезапный дождь». В 1968 г. Ю. Магалиф написал повесть «Документальное кино», затем «Караярские рассказы», где раскрыл обычаи и обряды сибирских татар, современный уклад их жизни, нравственные позиции героев. Тема духовности, долга, ответственности человека за все, что происходит вокруг, нашла отражение в повестях «Для всех и для тебя», «Продается изба», «Что в сердце твоем».

 

В конце 1970-х гг. Юрий Михайлович обращается к поэзии, пишет публицистическую поэму «Дальняя дистанция», стихотворения, в которых звучит тема гражданственности, любви и дружбы, философские размышления о жизни и судьбе. В последние годы жизни писатель создал много пейзажной лирики, тонкой, легкой и светлой.

 

Одним из главных качеств характера и творчества Юрия Михайловича Магалифа была доброта. Она была для него мощной духовной опорой, которая питала его творчество, давала жизненные силы, помогла пройти большой и очень нелегкий жизненный путь.

Залыгин Сергей Павлович

Годы жизни: 6 Декабрь 1913г. - 19 Апреля 2000г.

Писатель, Герой Социалистического труда.

 

Сергей Павлович Залыгин родился в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям. После окончания Омского сельскохозяйственного института молодой специалист работал гидрологом на полярной станции Сибирского военного округа. Север по-настоящему открыл в С. Залыгине тонкого, наблюдательного художника, о чем красноречиво свидетельствует его книга «Северные рассказы» (1947 г.), с которой он и пришел в литературу. Но только почти через два десятилетия литературное творчество станет для С. Залыгина  навсегда единственной профессией. Сергей Павлович подавал значительные надежды не только на литературном, но и научно-техническом поприще. Он защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. В 1955 г. переехал в Новосибирск, где работал старшим научным сотрудником в Западно-Сибирском филиале, а затем – в Сибирском отделении АН СССР.

 

Особую роль в принятии решения серьезно заняться литературой сыграл А.Т. Твардовский. Разговор с поэтом, побудивший Сергея Павловича к написанию очерков «Весной 1954 года», сам писатель впоследствии назвал «переломным моментом» в своей творческой биографии.

 

В 1964 г. в журнале «Новый мир» появляется повесть С.П. Залыгина о коллективизации – «На Иртыше». Затем последовали романы «Соленая Падь» – о гражданской войне в Сибири (1967); «Комиссия» (1975) и «После бури» (1988) – художественно-психологические хроники сибирской истории 20-х гг. прошлого столетия. Три главных романа Сергея Павловича вошли в программы средних школ и вузов и были переведены на многие языки мира.

 

 
В 1988 г. С.П. Залыгину было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда
 

Став в 1986 г. главным редактором журнала «Новый мир», он сделал его средоточием лучших интеллектуальных сил российской литературы. На страницах журнала, преодолев сопротивление политических властей, Сергей Павлович опубликовал «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Сергей Павлович фактически возглавлял движение против проекта переброски вод великих сибирских рек в пустыни и пески Средней Азии, который мог привести к глобальной экологической катастрофе, и одержал победу над этим зловещим проектом.

 

С.П. Залыгину посчастливилось достигнуть признания еще при жизни: писателя не обошли стороной ни академические лавры, ни премии, ни ордена. В 1988 г. С.П. Залыгину было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда.

Зак Исидор Аркадьевич

Годы жизни: 14 Февраль 1909г. - 16 Августа 1998г.

Выдающийся оперный дирижер. Основатель и первый главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. Народный артист СССР.

 

Первое знакомство с музыкой у будущего дирижера Исидора Аркадьевича Зака состоялось в Одессе в 1914 г. В возрасте пяти лет родители привели его в театр, где шла опера М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Судьба распорядилась так, что этой же оперой, поставленной под его руководством, открылся Новосибирский театр оперы и балета 12 мая 1945 г. При исполнении финального гимна «Славься» весь зал встал.

 

Около 30 лет жизни Исидор Аркадьевич отдал Новосибирскому оперному театру (1944–1948, 1968–1992), из них 20 лет работал на посту главного дирижера.  В Новосибирск Исидор Аркадьевич прибыл для формирования нового оперного театра. Основывать театр – всегда огромный труд. Делать это в условиях войны – труднее во много раз. В первый период работы И.А. Зака в Новосибирском театре оперы и балета под его руководством было поставлено много интересных спектаклей: оперы М. Глинки («Иван Сусанин»), Ж. Бизе («Кармен»), Дж. Россини («Севильский цирюльник»), П.И. Чайковского («Пиковая дама»), М.В. Коваля («Севастопольцы»), Дж. Верди («Аида» и «Риголетто»), Э.Ф. Направника («Дубровский») и балет И.В. Морозова «Доктор Айболит».

 

В 1949–1968 гг. И.А. Зак работал в театрах Львова, Алма-Аты, Челябинска.

 

В 1968 г. И.А. Зака пригласили вернуться в Новосибирск. И он вновь занял место за дирижерским пультом Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Это были годы колоссального труда, творческого расцвета, когда осуществленные постановки по праву принесли главному дирижеру признание профессионалов и зрительскую любовь.

 

Главной любовью маэстро была опера. Великолепный знаток оперной сцены, он успешно осуществлял постановку русской классики и произведений современных композиторов. Оперы Бородина, Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, Направника, Рубинштейна и других композиторов были поставлены им в разное время. Высочайший профессионализм, великолепное знание законов музыкальной драматургии, блестящая эрудиция – все это, вместе взятое, создало непререкаемый авторитет музыканта в глазах многих поколений слушателей. 

Зазубрин (Зубцов) Владимир Яковлевич

Годы жизни: 6 Июнь 1895г. - 28 Сентября 1937г.

Русский писатель.

 

Родился в Пензе 6 июня 1895 года в семье железнодорожного служащего. Отец писателя Яков Николаевич Зубцов активно участвовал в событиях первой русской революции и даже был выслан в 1907 году из Пензы в Сызрань под гласный надзор полиции. Поэтому с самого детства Зубцов имел реальное представление о революционной деятельности. В конце 1912 года, будучи учеником пятого класса Сызранского реального училища, он становится организатором нелегального ученического журнала "Отголоски". Через год устанавливает связь с сызранскими социал-демократами, становится одним из руководителей местных большевиков. В 1915 году Зубцова исключают из последнего класса реального училища и арестовывают. В конце 1916 года Сызранский комитет РСДРП (б), настороженный частыми арестами своих товарищей, направил В.Зубцова "на работу" в охранку для того, чтобы предотвратить дальнейшие провалы. Вплоть до марта 1917 года, выполняя директиву комитета, В.Зубцов прослужил в жандармском отделении. В августе 1917 года В.Зубцов мобилизован в армию и оказывается в Павловском юнкерском училище, где примыкает к училищному ревкому. Октябрьские события встретил в Петрограде. С февраля 1918 года он снова в Сызрани. Начало мятежа белочехов и установление власти Уфимской директории приводят его как "бывшего юнкера" в Оренбургское военное училище, которое вскоре эвакуируют в Иркутск. В июне 1919 года по окончании училища В.Зубцов назначается командиром взвода 15-го Михайловского стрелкового добровольческого полка, состоящего из рабочих пермских заводов. Подпоручик Зубцов сумел убедить солдат и офицеров своего и соседнего взводов перейти на сторону красных. Прихватив с собой артиллеристское орудие, они прорвались сквозь сторожевое охранение и присоединились к тасеевским партизанам, с которыми писатель входит в город Канск. В Канске он занимается выпуском газеты "Красная звезда". Начинается литературная деятельность Владимира Зазубрина.

 

В 1921 г. В. Зазубрин написал роман-хронику «Два мира» о разгроме колчаковцев – по воспоминаниям участника событий. Особенно удались автору массовые сцены, проникнутые романтическим пафосом революционной борьбы. Эту книгу читали в ротах, полках и дивизионах молодой Красной Армии. Ее брали на вооружение политработники. Крестьяне в глухих сибирских деревнях, познавшие все ужасы колчаковщины, читали книгу  на сходках... Популярность романа была велика: при жизни автора книга выходила в свет десять раз!

 

В 1923 г. Владимир Яковлевич приехал в Новониколаевск и сразу включился в активную литературную  жизнь. Он стал секретарем журнала «Сибирские огни», выступал одним из организаторов и создателей Сибирской писательской организации. Обладая несомненным литературным талантом, В.Я. Зазубрин продолжил лучшие традиции русской литературы. Особенно ему было близко творчество Ф.М. Достоевского с его неприятием подлости и равнодушного отношения к человеческой жизни. Талант В.Я. Зазубрина высоко ценил Максим Горький и оказывал ему всяческую поддержку.

 

Писатель В.Я. Зазубрин во многом был первопроходцем. Он автор первого советского романа о революции и гражданской войне, первых произведений о противоречиях НЭПа. Его перу принадлежат сценарии первых сибирских фильмов «Красный газ» и «Избушка на Байкале». В 1923 году Зазубрин написал повесть «Щепка» о работе ЧК и красном терроре. Основой повести послужили беседы автора с сотрудниками ЧК, непосредственными участниками и исполнителями «красного террора» в Сибири. Она была опубликована только в 1989 году. Написал роман "Горы" (оставшийся незавершенным). Также перу писателя принадлежат три повести. Первые две — "Бледная правда" и "Общежитие" были напечатаны в журнале «Сибирские огни". Причем повесть "Общежитие" вызвала в свое время бурные споры и принесла автору так называемую скандальную славу.Повесть «Общежитие» (1923) была подвергнута разгромной критике Г. Лелевичем: «У нас не было ещё такого позорного, отвратительного, слюнявого пасквиля на революцию, на коммунистическую партию».

 

В журнале «Сибирские огни» Зазубрин проработал ответственным секретарём 6 лет - до 1928 года, участвовал в становлении советской литературы в Сибири. Он много ездил по этому региону, стягивал для работы в журнале писателей и поэтов со всей Сибири.

 

В 1928 году входил в редакционную коллегию новосибирского журнала «Настоящее». В этом же году был исключён из ВКП(б) за участие во внутрипартийной оппозиции.

 

Е. Пермитин, живший в то время в Барнауле, вспоминал: «Я знал, что Зазубрин, даже яростнее, чем директор Сибкрайиздата Басов, по всем городам и весям стягивал к "Сибирским огням" талантливых поэтов, прозаиков и критиков… Ещё в Усть-Каменогорске я получил от Зазубрина письмо, в котором он интересовался сотрудниками литературного отдел "Охотника Алтая" и предложил обмениваться журналами».

 

С 1928 года до конца жизни Зазубрин работал в Москве, в Гослитиздате и журнале «Колхозник». Здесь же был написан и опубликован в «Новом мире» (1933), а через год отдельным изданием его роман «Горы», о коллективизации на алтайском материале. С 1934 по 1936 год - редактор литературно-художественного отдела журнала «Колхозник».

 

В 1937 г., во время сталинских репрессий, Владимир Яковлевич и его жена Варвара Прокопьевна были арестованы органами НКВД. Дело Зазубрина было полностью фальсифицировано. Тем не менее 27 сентября 1937 г. талантливый писатель был расстрелян. Погибли и многие рукописи, среди которых и роман «Щепка»...

 

Реабилитирован в 1957 г.

 

Подготовила Е.Г. Войтушенко, главный библиограф

Новосибирской государственной областной научной библиотеки

 

ИСТОЧНИК:

 

Зазубрин (Зубцов) Владимир Яковлевич / Ред. Вячеслав Румянцев // Хронос - биографический указатель [Электронный ресурс] . – [б.м. – 2000-2017]. – Режим доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_z/zazubrin_v.php

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Яновский, Н. Жизнь и творчество Владимира Зазубрина / Н. Яновский // Яновский, Н. Писатели Сибири / Н. Яновский. - М., 1988. - С. 139-223.

 

 

Вернуться в раздел "Книга и кино"

 

Вернуться в коллекцию "Кино в Новосибирске"

Заволокин Геннадий Дмитриевич

Годы жизни: 18 Март 1948г. - 8 Июля 2001г.

Гармонист, народный артист России.

 

С первой подаренной отцом гармошки началась у Геннадия и его брата Александра большая дорога в музыкальный мир. За годы учебы в Новосибирском музыкальном училище и Московском институте культуры он освоил сразу несколько инструментов – к умению игры на гармони и баяне добавились домра и балалайка. Но любимым инструментом артиста всегда оставалась гармошка.

 

В 1986 г. на Центральном телевидении появился цикл передач «Играй, гармонь!». За годы существования программы ее героями стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов и коллективов – певцов, гармонистов, балалаечников... Эта популярнейшая передача оказала огромное влияние на развитие народной музыкальной культуры страны.

 

В 1987 г. Геннадий Заволокин создал и долгие годы возглавлял ансамбль «Частушка». За это время ансамбль провел тысячи концертов по всей России и за ее пределами, собирая многотысячные аудитории благодарной публики.

 

Геннадия Заволокина по праву называли «первым гармонистом России». В нем счастливо уживались не только незаурядный талант музыканта и композитора, но и настоящего подвижника народного творчества. Свидетельство тому – любовь миллионов благодарных слушателей и зрителей во всех уголках России.

 

В Геннадии Заволокине всегда жила тайна, нераскрытость, некая предначертанность угадывалась даже сквозь балагурство, сквозь шутки, которые он любил и которым отдавался безоглядно, но… он всегда знал, где надо остановиться, переключиться, сделать что-то важное….  Перед ним всегда была цель, к которой он шел сам и вел других.

Егудин Валерий Григорьевич

Годы жизни: 29 Август 1937г. - 4 Декабря 2007г.

Оперный певец театральный режиссер, педагог, народный артист СССР.

 

Валерий Григорьевич Егудин родился в Котовске (Молдавия), окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки.

 

Вся творческая деятельность Валерия Григорьевича связана с Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета. Дебютом студента-второкурсника на оперной сцене в 1961 г. стала партия Проповедника в опере М. Магиденко «Тропою грома». Еще, будучи студентом четвертого курса консерватории, Валерий Егудин  исполнил партию Германа в «Пиковой даме» П. Чайковского. В этой партии он выходил на сцену более 30 лет, исполняя ее на сценах многих театров страны и за рубежом.

 

За сорок лет творческой деятельности Валерий Егудин исполнил более шестидесяти партий, среди которых  Каварадосси («Тоска»), Князь («Русалка»), Пьер Безухов («Война и мир»). Его последней партией на сцене Большого театра Сибири стал Отелло в одноименной опере Дж. Верди. Валерий Егудин был признан одним из лучших исполнителей этой партии в России.

 

 
За высокое исполнительское мастерство в 1983 г. певец был удостоен почетного звания «Народный артист СССР».
 

C 1992 по 2001 гг. В.Г. Егудин работал директором театра, решал не только вопросы организации работы всего коллектива, но и выступал в качестве режиссера возобновления спектаклей «Отелло» (1996) и «Пиковая дама» (1998). Под его руководством театр достиг значительных творческих успехов, получил категорию «Ведущий театр России», был удостоен престижных премий и наград.

 

Ученики В.Г. Егудина сегодня успешно работают в оперных и музыкальных театрах страны и за рубежом, достойно представляя сибирскую оперную школу, для развития которой так много сделал прославленный певец.

Страницы

Подписаться на культура